Президенты Турции и России приняли решение о строительстве газопровода "Турецкий поток". У России время поджимает: в 2019 году истекают соглашения о транзите газа через Украину. "В конфликте вокруг сбитого российского бомбардировщика Кремль заставил Эрдогана пойти на попятный при помощи экономического давления. Но в случае с планируемым газопроводом преимущество на другой стороне", - считает Беньямин Биддер, постоянный автор Der Spiegel.
"У Турции более длинный рычаг воздействия", - говорит немецкий эксперт по вопросам энергетики Роланд Гётц, поясняя, что "Турция будет контролировать важный для российского экспорта коридор по дну Черного моря, а при этом в случае чего может покрывать свои потребности и без "Турецкого потока".
Анкара, напоминает журналист, и раньше была упряма в переговорах с Москвой, переговоры по поводу "Турецкого потока" замораживались еще перед тем, как в ноябре 2015 года на сирийской границе был сбит российской боевой самолет. Тогда "Газпром" предлагал 10-процентную скидку, но Турция просила больше. Также Гётц указывает, что турки ведут переговоры с лучших позиций, так как "они могут покупать газ и в других регионах: в Азербайджане, Иране. Также газ производят на курдских территориях в Ираке".
Российские специалисты так не считают, хотя и признают, что Турция окружена альтернативными поставщиками, говорится далее. "Но у них нет ни свободных мощностей, ни инфраструктуры для расширения бизнеса с Турцией", - утверждает Мария Белова из московской консалтинговой фирмы Vygon.
Изначально "Турецкий поток" задумывался как крупный проект с четырьмя трубами суммарной мощностью 63 млрд кубометров в год, что вдвое больше потребности Турции. Но в Стамбуле Путину и Эрдогану удалось договориться о строительстве "значительно похудевшего" варианта - две трубы общей мощностью в 30 млрд кубометров".