InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
06 МАРТА. The Wall Street Journal.
Маневры России вынуждают Детройт платить более высокую цену за металл, используемый в производстве большинства автомобилей
Грегори Уайт


Вопрос на миллион долларов: как связывает мировая экономика покупателей автомобилей в Америке с русскими бюрократами? - спрашивает автор статьи. Рег Модлин - специалист по эмиссии американского отделения Даймлер-Крайслер AG - один из тех, кто знает ответ. Мистер Модлин, как и большинство менеджеров автопромышленности всего мира, провел последние недели в панике из-за растущих цен на непонятный серенький металл под названием палладий. Многие вообще никогда не слышали о таком, но каждый, желающий иметь экологически безопасную машину, никак не может обойтись без этого драгоценного вещества.

К огромному сожалению, основным источником палладия является Россия, которая устраивает на рынке хаос, резко сокращая поставки в начале каждого года. Кризис на рынке палладия образца 2000 года стал самым тяжелым. Автопроизводители потянулись за антацидом.

В феврале опасения, что политическая борьба в Москве может задушить поставки, повысили цену на палладий почти до $1000 за унцию, что примерно в десять раз больше, чем в начале девяностых. Количество палладия, необходимого для производства одного автомобиля (он используется в каталитических конвертерах), меньше, чем унция, но такой рост цены означает, что палладий неожиданно становится важным фактором в судьбах автомобильных компаний.
"Это нечто такое, что мы не можем контролировать", - говорит мистер Модлин.

По его словам, последний скачок цен на палладий увеличил расходы производства одного автомобиля на $100. И для компании, продавшей в прошлом году в США 2,6 млн автомобилей и грузовиков, это - целая куча денег.
Жесткая конкуренция не позволяет автопроизводителям повышать потребительские цены, и $100 на одну машину - очень много в этой индустрии, - отмечает мистер Модлин. В настоящее время многие компании прикладывают огромные усилия к тому, чтобы найти способ уменьшить необходимое количество палладия, но пройдет несколько лет, прежде чем удастся соответствующим образом изменить конструкцию автомобиля.

"Мы полностью зависим от того, что рынок дает нам в настоящее время", - говорит мистер Модлин.

Казалось, что с окончательной победой мирового капитализма, такие понятия времен Холодной войны, как стратегическое сырье, исчезли вместе с бомбоубежищами на задних дворах. Одновременно ОПЕК привлек всеобщее внимание, подняв цены на нефть, а Россия продемонстрировала, что даже экономический калека может влиять на ситуацию.

Большую часть этих проблем автопроизводители создали себе сами. В середине девяностых они договорились ускорить принятие более жестких общенациональных стандартов эмиссии, вместо системы отдельных правил для каждого штата, которая порождает беспорядок в производстве и при продаже. Казалось, что палладий - это самое лучшее решение, поскольку он начинает чистить выхлопные газы раньше, чем платина, которая тогда доминировала в производстве каталитических конвертеров. К тому же, цена палладия в течение десятилетия не поднималась выше $200, а цена на платину преодолела рубеж в $400.

"Мы решили - OK, будем двигаться в сторону палладия", - рассказывает мистер Модлин. - А теперь нам приходится сомневаться, было ли это решение самым мудрым."

Специалисты понимали, что когда они перейдут на палладий, спрос на металл превысит поставки, составляющие примерно 5 миллионов унций в год и осуществляемые почти исключительно Россией и Южной Африкой.

Самое крупное месторождение находится неподалеку от Норильска, бывшего заполярного поселка советского Гулага. Россия начала добывать здесь палладий в 1943 году. Металл использовался военно-промышленным комплексом и сыграл небольшую, но важную роль в победе над фашистской Германией.

Даже военная промышленность Советского Союза не нуждалась в таком количестве палладия. Только 10% добычи использовалась в производстве, остальное шло в государственные хранилища. В течение десятилетий запасы росли, но никто не обращал на это внимания. Спрос на металл в мире был невысок, а Россия была больше заинтересована в мировой революции, чем в усилении своей роли на мировом рынке.

Но в девяностых годах интересы Москвы стали более меркантильными, и продажа палладия оказалась легким способом их удовлетворить. Когда автопроизводители обсуждали новые правила эмиссии, они полагали, что ситуация не изменится.

"Мне кажется, никто не думал, что нас ожидает катастрофа", - говорит Дэвид Андрес, который занимается покупкой всех ценных металлов в General Motors Corp.
Первые признаки надвигающейся катастрофы появились в начале 1997 года, когда автопроизводители заканчивали разработку предложений по новым правилам эмиссии.

В январе 1997 года Россия прекратила экспорт. Чиновники объяснили, что экспортные квоты и лицензии - без них российские бюрократы не выпускали металл из страны - загадочным образом зависли на стадии принятия.
Цены на палладий и на платину резко пошли вверх. В течение нескольких месяцев Россия так и не возобновила экспорт, и спекулянты подняли цены еще выше. Цена палладия поднялась до неслыханного уровня в $239 за унцию.

К весне российское правительство разобралось в своих бумагах, и экспорт металла из страны возобновился. Напряжение снизилось. Цены установились в районе $200. Именно в этот момент автопроизводители договаривались о большем использовании палладия в разрабатываемых моделях с целью соответствия новым стандартам.

И это оказалось серьезным просчетом. В начале 1998 история повторилась. Российское правительство не принимало необходимые экспортные документы, поставки из России сокращались. Свой вклад в задержку внесла борьба между парламентом и правительством по поводу бюджета, а также затянувшееся борьба за утверждение необходимых документов только что назначенным премьер-министром Сергеем Кириенко.

Цены росли, автопроизводители пытались привести поставки в норму, а инвесторы не упускали свой шанс заработать на несчастьях автопромышленности и тянули рынок вверх. В мае 1998 года цена на палладий достигла рекордной отметки в $417, и дефицит продолжал увеличиваться. Россия возобновила поставки в начале лета, и во второй половине года Москва, переживающая серьезные финансовые проблемы, наверстала упущенное время, отгрузив рекордное количество палладия - 5,8 миллионов унций. Спрос не уменьшался, и цена установилась в районе $300.

После двух подобных периодов хаоса на рынке, в офисах основных автопроизводителей зазвучали сигналы тревоги. Многие, в соответствии с более жесткими национальными требованиями, начинали выпускать новые модели и собирались сильно увеличить потребление палладия в 2000 году. Внимание регулирующих органов переключилось на грузовики и спортивные автомобили, популярность которых резко возросла, и требования к которым были мягче. Выяснилось, что палладий лучше всего очищает их выхлопные газы.

"Мы не ожидали, что Россия окажется столь неотзывчивым производителем", - говорит мистер Андрес из General Motors.
GM собрала команду из двух десятков инженеров во главе с главным специалистом по каталитическим конвертерам Майклом Д'Аньелло, которой было дано задание пересмотреть еще раз примерно 100 моделей и подумать, как можно было бы снизить потребность в металле, продолжая отвечать стандартам 2001.
Мистер Андрес пытался наладить поставки. В 1998 году GM, Ford Motor Co. и Mitsubishi Corp. подписали совместный пятилетний договор о поставках с одним из основных производителей палладия за пределами России и Южной Африки, Stillwater Co. Компания Stillwater объявила, что к 2001 году планирует увеличить добычу палладия более чем в два раза и довести ее до 1.2 миллиона унций в год на своем месторождении в горах Bearttooth в южной Монтане.

Согласно законам экономики в подобных ситуациях производители должны увеличивать производство, чтобы привести рынок в равновесие. Но в геологическом плане палладий - особенный металл. Как правило, он залегает вместе с другими металлами - с никелем в России и платиной в Южной Африке - и в обоих местах содержание палладия в тонне руды намного ниже, чем других металлов. Так что даже, когда цена на палладий растет, крупнейшие производители не увеличивают добычу, потому что тем самым они наводнили бы рынок своим основным продуктом.

Интерес инвесторов к неожиданно взбесившемуся рынку палладия рос. Они отвечают только за 4% от всего спроса, но по оценкам экспертов, способны создавать очень сильные скачки цены.

Для самых непонятливых автопроизводителей в 1999 году разразился очередной кризис. Цены начали расти в конце 1998, поскольку инвесторы готовились к тому, что они уже считали обычным ходом вещей. Ситуация с поставками не казалась надежной, и цены продолжали расти почти всю весну. Только к концу апреля цены ненадолго опустились ниже $300, видимо потому, что российские производители хотели избавиться от палладия до введения 5%-ного акциза на экспорт драгоценных металлов.

Кроме того, российское правительство предоставило основному производителю, РАО "Норильский никель", десятилетнюю экспортную квоту, сделав тем самым уступку, целью которой было дать компании возможность заключать долгосрочные сделки с западными потребителями и тем самым стабилизировать рынок. Но хранителям запасов - Гохрану и Центральному Банку - еще надо было совершить свой ежегодный ритуал с выдачей разрешений.

Такие скачки рынка вынудили GM сделать необычный шаг и наложить специальные ограничения на количество палладия, платины и родия - еще одного металла, применяемого для очистки выхлопных газов, который можно использовать в производстве автомобилей. До этого инженеры занимались исключительно проблемами цены и качества.

По словам м-ра Андреса, сейчас инженеры работают круглосуточно, что "довести цифры до разумного уровня".

Менеджеры GM ожидают, что в текущем году компания потребит максимальное количество палладия. Они сделали запасы, чтобы не зависеть полностью от милостей рынка, но все-таки продолжают чувствовать, когда цены растут.

В конце 1999 цены снова выросли, когда на рынок пришли ожидающие очередного кризиса спекулянты. Неожиданная отставка Бориса Ельцина в канун Нового Года только увеличила хаос.

Торги на токийской сырьевой бирже стали настолько сумасшедшими, что руководству биржи пришлось заморозить цену на отметке примерно $700, чтобы стабилизировать ситуацию до тех пор, пока не возобновятся поставки из России.

Так что Москва продолжает оставаться у руля. "Больше всего нас ужасает то, - говорит мистер Д'Аньелло, - что если наличие металла падает до нуля, то производство автомобилей может пострадать". Перевод: нет металла - нет машин.
  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).