InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
19 МАЯ. Die Welt.
Исследование Арктики как двигатель политики
Бернхард Маковиак

"Молодые люди должны снова начать мечтать о профессии полярного исследователя, а не менеджера, потому что это наша Арктика и здесь тоже должен развиваться российский флаг!". На таких патриотических нотах при торжественном поднятии бело-сине-красного национального флага Россия после двенадцатилетнего перерыва отпраздновала свое возвращение к исследованиям Арктики. Двенадцать ученых соорудили на льдине всего в 150 километров от Северного полюса так называемый дрейфующий лагерь "Северный полюс - 32".

Наряду с Россией такие дрейфующие на больших льдинах в Северном Ледовитом океане лагеря имеются также у США. Они включают палатки или специально разработанные готовые дома на полозьях для жилья и научной работы, а также транспортные средства, такие, как сани, грузовики, вездеходы и даже самолеты.

Лед, на котором стоят лагеря, находится в постоянном движении, и исследователи перемещаются вместе с ним. Льдины, как парусники, дрейфуют под действием ветра и течения двух доминирующих систем, обеспечивающих дрейф. Одна из них заставляет лед двигаться по часовой стрелке по кругу. Вторая система постоянно движет лед от побережья Сибири через Северный полюс в район между Гренландией и Шпицбергеном.

Российские исследователи имеют многолетний опыт в том, что касается дрейфовых станций. В период с 1937 по 1991 год существовало около 30 станций, на которых было проведено более 200 тысяч метеорологических наблюдений, 1500 гидрологических измерений, запущено 40 тысяч радиозондов, а также выполнены глубоководные измерения в 50 тысячах точек на поверхности льда. Размещенные на карте центральной Арктики, все эти экспедиции образуют плотную сеть общей протяженностью свыше 160 тысяч километров.

Отправляясь на Крайний север, исследователи, среди прочего, стремятся выяснить,
как Арктика влияет на климат нашей Земли. На данный момент вопрос стоит таким образом: "Как изменяется лед и почему? И что сулят его изменения для Европы и для климата на планете?", - говорит Кристиан Хаас, полярный исследователь из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера в городе Бремерхафен.

Именно морской лед, занимающий свыше 60 процентов Северного Ледовитого океана, чрезвычайно подвержен, в зависимости от времени года, колебаниям по ширине и толщине.

Кроме того, для правильной оценки результатов, ученые должны знать, как изменялся климат в прошлом.

Это можно выяснить, исследуя отложения на дне моря. "В зависимости от того, покрывает ли лед поверхность моря или нет, изменяется состав отложений", - объясняет Вильфрид Йокат, геофизик из Института Альфреда Вегенера. Так что деятельность полярников и геофизиков в море рядом с Северным полюсом можно рассматривать как часть исследований климата.

В последние годы дорогостоящие экспедиции на Северный полюс для бывших советских исследователей были недоступны. Распад Советского Союза лишил их финансирования. Это объясняет особую гордость, с которой русские сегодня открывают свой новый дрейфующий лагерь "Северный полюс - 32".

Для полярных исследований более выгодными по причине своей долговечности являются такие корабли, как, например, немецкий ледокол "Полярная звезда". С борта этого принадлежащего институту судна исследователи и биологи на вертолетах высаживаются на лед, геофизики проводят сейсмические измерения и изучают гравитационные и магнитные поля. Картографы и эксперты по глубоководным измерениям (батиметрия) фиксируют структуру океанического дна.

Важен также постоянный, широкомасштабный мониторинг льда, который дрейфующие станции обеспечить не могут. Поэтому идет работа по разработке космической системы наблюдения при помощи спутников. Планируется, что с 2004 года специальный спутник "Криосат" будет измерять толщину льда прямо из космического пространства.

Однако полярные исследования связаны и с политикой. А в связи с разработкой новых методов разведки и добычи полезных ископаемых политика все больше берет верх над наукой. Дело в том, что шельф побережья Северного Ледовитого Океана, как и другие морские побережья, чрезвычайно богат полезными ископаемыми, на которые претендуют прибрежные государства. Для Арктики это наряду с Россией - США, Канада, Дания и Норвегия. Не зря в последние десятилетия многие государства расширили свои территориальные воды на расстояние вплоть до 200 морских миль от берега.

Сейчас многие страны, пользуясь такими понятиями, как "экономическая зона" или "exclusive economic zone" (эксклюзивная экономическая зона), расширяют свои территориальные воды до 350 миль. "Здесь соответствующее государство имеет исключительное право на разведку и эксплуатацию месторождений на дне моря", - объясняет профессор Карл Хинц, эксперт по морскому праву из Федерального ведомства по наукам о земле и сырью в городе Ганновер. "Россия вообще была первой страной в истории морского права, которая заявила официальные притязания на Арктику. Русские предъявили претензии на область площадью приблизительно в миллион квадратных километров, которая имеет форму треугольника и тянется от российской береговой линии до Северного полюса".

Так что российских ученых гонит на лед не только жажда научного познания, но и серьезные экономические интересы, ради которых стоит поднимать национальный флаг. Чтобы юридически оформить свои притязания, государство должно ратифицировать Закон о морском праве и доказать свое право на данную территорию. При регистрации необходимо представить убедительные геологические и батиметрические данные о том, что данная область действительно является частью континентального шельфа.

Затем в течение трех месяцев специальный орган ООН, Комитет по ограничениям континентального шельфа, должен принять решение о том, достаточно ли убедительны данные для того, чтобы территория была предоставлена с одобрения мирового сообщества. В случае с Россией Комитет "заморозил" ее заявку из-за недостаточных данных. Поэтому на организуемой в конце июня в Санкт-Петербурге международной конференции Россия не только планирует обсудить ситуацию с исследованиями дна Северного Ледовитого океана, но и надеется, что многие международные специалисты согласятся с данными российских исследований или что иностранные данные подтвердят точку зрения России, чем поддержат высказанные притязания.

Другие приграничные государства еще не разметили и не сделали заявки на свои участки. "Если это произойдет - а скорее всего, так и будет - то из 14 млн квадратных километров, которые охватывает Северный Ледовитый океан, статус международных вод может сохранить за собой лишь миллион квадратных километров", - опасается господин Хинц. Так что свобода судоходства и научных исследований будет ограничиваться не столько ледяными торосами, сколько правами собственника.
  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).