InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
20 ОКТЯБРЯ. El Mundo.
Вячеслав Попов: "Всю свою оставшуюся жизнь я посвящу поиску причин гибели "Курска"
Николай Черкашин


Вячеслав Попов, командующий самым мощным российским флотом - Северным - с 1999 года, дал эксклюзивное интервью, публикуемое газетой EL Mundo, своему коллеге, бывшему командиру подводной лодки, а ныне писателю Николаю Черкашину. Вчера стало известно, что Попов возьмет на себя командование операцией по подъему тел погибших членов экипажа АПЛ "Курск".

Вячеслав Попов, прибывший служить на базу в Североморске еще курсантом, все свои офицерские и адмиральские звезды получил именно здесь, во льдах Арктики и под хмурым небом российской Лапландии. Его имя замелькало в СМИ всего мира после того, как 12 августа АПЛ "Курск" затонула со всеми 118 членами экипажа.

Попов участвовал в 25 дальних походах на подводных лодках, а в 15 последних - в качестве командира корабля. В общей сложности он провел 8 лет под водой. Два его младших брата - Владимир и Алексей - командиры подводных лодок. На Северном флоте больше не найти такой семьи: три брата, три капитана, три подводника. Вячеслав - старший не только по возрасту, но и по званию, всю свою жизнь отдал Северному флоту.

- Вячеслав Алексеевич, как вы узнали о трагедии "Курска" 12 августа?

- Я находился здесь же, в штабе Северного флота, в своем кабинете, когда мне сообщили, что "Курск" не всплыл на поверхность для контрольного сеанса связи и доклада о торпедных стрельбах. Командир "Курска" Геннадий Лячин должен был выйти на связь со штабом в 23:00 и доложить о проведении стрельб, однако корабль не всплыл на поверхность. В 23:30 я объявил на флоте аварийную тревогу и вылетел на вертолете на крейсер "Петр Великий", где и находился в течение двух недель. Хочу отметить, что момент объявления тревоги и был началом спасательной операции. В этом смысле мы не потеряли ни минуты. Местонахождение "Курска" было обнаружено спустя четыре с половиной часа.

- Когда вы прибыли в район катастрофы, подводная лодка подавала какие-нибудь сигналы?

- Да. Акустики сообщили о стуках в двух отсеках. К сожалению, они не содержали никакой понятной информации. Они лишь свидетельствовали, что кто-то из членов экипажа остался в живых. Однако эти стуки очень быстро прекратились. Мы тогда считали, что выжившие решили сэкономить воздух и силы, услышав шум винтов и поняв, что помощь близка. Тем не менее, сейчас, после тщательного анализа, появились сомнения, что эти стуки раздавались с нашей подводной лодки. Когда мне сообщили о результатах предварительного исследования корпуса лодки, свидетельствующих об огромной пробоине в первом и втором отсеках, я понял, что большая часть экипажа погибла в первые минуты.

- Почему об этом сразу же не сообщили?

- Зачем? Что бы это изменило? Может, родственники не приехали бы? Они бы приехали, даже если бы тогда сообщили, что в живых никого не осталось. Они бы в это не поверили и правильно бы сделали, поскольку никто не мог этого знать наверняка, и в кормовых отсеках могли оставаться живые члены экипажа. Другое дело, сколько времени они продержались бы в таких условиях.
Однако затянувшаяся спасательная операция и напрасное ожидание расстроили нервы не только родственников, но и всех, кто участвовал в операции. Больше всего людей нервировали те телевизионные шоумены, которые показывали трагедию по всем канонам военных фильмов с непредсказуемым концом. Сами того не желая, родственники погибших превратились в участников этого жестокого действа, когда каждый день им пытались вдолбить в голову, что флот не спешит спасать их сыновей и мужей. Один из главных упреков, раздававшихся в адрес ВМФ, заключался в том, что иностранную помощь согласились принять с опозданием и иностранным спасателям мешали выполнять выполнять их работу. Последнее обвинение совершенно абсурдно. Все необходимое им было предоставлено немедленно. Единственное ограничение касалось работ на носу лодки.

- Почему им не разрешили работать на носу?

- Потому что там не было никакой необходимости в спасательных работах. Кроме того, сами по себе норвежские водолазы были не спасателями, а специалистами по монтажу нефтяных платформ. С другой стороны, не следует забывать, что на вооружении флота есть подводные лодки, подобные "Курску", которые продолжают оставаться секретными. И даже в полуразрушенном состоянии они все равно содержат военные секреты. В этой связи "Курск" должны изучать наши специалисты. Что же касается задержки с обращением за помощью к иностранцам, то на первом этапе спасательных работ она нам не требовалась. Мы прибыли на место затопления, имея все необходимое. Когда стало очевидным, что все попытки состыковать спасательный колокол обречены на неудачу, тогда и возникла необходимость в обращении за иностранной помощью.

- В одном из московских журналов в качестве одной из причин катастрофы была названа недостаточная подготовка экипажа, не использовавшего все способы для спасения.

- Не знаю, как и назвать это заявление - кощунством или глупостью. Как можно обвинять погибших в том, что им не хватило умения воспользоваться всеми средствами спасения? Если говорить о моряках, находившихся в кормовой части лодки, то для своего спасения им нужно было открыть аварийный люк. То, что они этого не сделали, не означает, что они не были этому обучены. Так распорядилась судьба.

- Какова ваша версия случившегося?

- Изо всех версий, рассматриваемых сейчас, наиболее резонной я считаю столкновение с иностранной подлодкой. В результате удара могла деформироваться носовая часть торпеды, мог произойти взрыв или случиться другая авария на носу "Курска", в результате чего лодка ударилась о морское дно, и произошел второй, более мощный взрыв от детонации всего боекомплекта. Повторяю: это только одна из версий и лучше бы она не подтвердилась.
Еще одна загадка заключается в том, почему в зоне учений сразу же появились три иностранные подлодки - две американские и одна британская. Если бы я направил к берегам США со шпионским заданием три атомных подводных лодки, и в этом районе по неизвестным причинам произошла бы авария американской подлодки, а вскоре одна из российских лодок зашла бы на Кубу для ремонта и на все предложения осмотреть ее носовую часть отвечали бы отказом, то какие бы версии в этом случае стали выдвигать американские журналисты?

- Одна из газет назвала экипаж "Курска" "невинными овечками Северного флота".

- Это оскорбление памяти погибших. Они не принесены в жертву. Избрав такую профессию, люди знали, на что идут. Это настоящие мужчины, которые погибли, выполняя свой воинский долг. К сожалению, их не вернуть, и эта утрата невосполнима. Оставшиеся годы моей жизни я посвящу поиску причин гибели "Курска". "Курск" затонул из-за безразличия российского общества к военному флоту в целом и подводному флоту в частности. Подчеркиваю: безразличия не народа, а общества, в распоряжении которого находится так называемая четвертая власть.

- Все тела погибших будут подняты?

- Не думаю, что удастся поднять все тела, поскольку первый отсек серьезно разрушен, однако тела тех, кто не был затронут взрывом, мы предадим земле.

  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).