По мере того, как рассеивается дым пожара на телебашне, на рынке пытается закрепиться новый игрок. Правила игры в этом крайне политизированном секторе усложняются, ужесточается конкуренция, быстро меняется спрос.
Страшный пожар, разгоревшийся в августе нынешнего года на московской Останкинской телебашне не улучшил мнение общественности о состоянии разрушающейся российской инфраструктуры, но неожиданно привел к резкому ускорению развития городских платных телеканалов.
Когда отключились обычные каналы, резко вырос интерес к коммерческому телевидению, особенно к НТВ-плюс, российскому оператору спутникового телевидения, и "Космос-ТВ", ведущему оператору кабельного телевидения.
Но когда рассеялся дым, многие были потрясены: оказалось, что "Космос" на самом деле вовсе не кабельное телевидение - это трудно было не заметить, глядя в пустой экран телевизора. Компания пользуется микроволновым передатчиком, установленным на Останкинской башне, передает сигнал сначала на тарелки, а потом уже распространяет его по кабелю.
Компания "НТВ-Плюс", входящая в империю "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, использовала все появившиеся рекламные возможности и показала, что ее спутниковая система продолжает работать. В частности, "НТВ-Плюс" предложила передавать сигнал своих конкурентов. Но высокая стоимость тарелки и проблемы, возникшие у компании, вынужденной быстро реагировать на резко повысившийся спрос, разочаровали многих клиентов.
Тем временем злобный конкурент - "КомКор ТВ" - попытался заработать на своей широкополосной сети кабельного телевидения. Но этой компании удалось предложить свои услуги на рынке лишь в сентябре, т.е. со значительным опозданием.
История московского кабельного телевидения - которое все больше и больше интегрируется в телекоммуникационный сектор - восходит к советским временам, когда существовали системы, разработанные на базе "низких", старых технологий. Сейчас с этими системами работает компания "Мостелеком", которая может транслировать около шести каналов и до сих пор обслуживает многих клиентов с помощью наземных станций.
Сейчас правила стали более сложными, количество клиентов, пользующихся платными услугами, возросло, структура спроса стремительно меняется. Самым старым коммерческим игроком остается "Космос". Это совместное предприятие было учреждено в 1991 г. 50% принадлежали американской медиа-корпорации "Метро Медиа", 50% - компании, которая от лица российского федерального правительства управляет Останкинской телебашней.
Имея такую серьезную поддержку со стороны государства, "Космос" быстро пошел в гору, но оказался привязанным к башне. "Эта система работает просто прекрасно", - говорит Доминик Рид, глава представительства "Метро Медиа" в России. Он не видит необходимости отказываться от системы коротких волн, MMBS.
Сначала "Космос" работал в основном для проживающих в Москве иностранцев, это очевидно высокодоходный рынок с хорошим апетитом к иностранными телеканалам. Но, отчасти в связи с финансовым кризисом августа 1998 г., компания потеряла многих своих клиентов, ее доля на рынке снизилась с 25% до 10%. "Кризис был нам полезен, он сработал, как будильник. Он просветил нас, и мы выжили", - рассказывает Рид.
Ностальгия.
Помимо таких фаворитов, как CNN, Eurosport, the Discovery Channel и MTV, в число 19 самых популярных каналов "Космоса" входит "Новый канал", транслирующий классику советского кино. "Россиянам нравится ностальгировать", - объясняет Рид.
Компания не сообщает о своих коммерческих результатах, но утверждает, что уже давно начала зарабатывать. По оценкам представителей "Космоса" у компании примерно такое же количество московских клиентов, как и у "НТВ-Плюс": 30 000 - 50 000. Кабельными сетями "Метро Медиа" на территории бывшего Советского Союза - в Казахстане, Белоруссии, Грузии, Румынии, Санкт-Петербурге, Архангельске - пользуется почти полмиллиона клиентов.
"Все российские города идеально подходят для кабельных сетей, потому что они заселены очень плотно, - говорит Рид. - Чем дальше на север, тем лучше. Особенно зимой, когда людям ничего другого не остается, кроме как смотреть телевизор".
Возможности "Космоса" ограничены, и в настоящее время компания проводит существенную модернизацию оборудования. К началу декабря должны быть завершены работы по переходу на цифровые методы передачи сигнала, что позволит увеличить количество каналов до 60 и выше.
Кроме того, "Космос" начинает предлагать услуги по предоставлению доступа к сети интернет по высокоскоростным каналам. Сперва по телефонным линиям, а в будущем по своей собственной передающей сети, через которую пользователи смогут как посылать, так и получать информацию.
Но недавно пришедшая на рынок компания "КомКор ТВ" тоже предпринимает агрессивные действия как в области ценовой политики, так и в технологической сфере. После длительных проволочек, пережив финансовые сложности, компания сейчас заявляет о том, что ей наконец удалось встать на ноги.
Критики предполагают, что оптиковолоконная широкополосная система слишком дорога. Компания отвечает, что на такие высококачественные услуги есть спрос, и он растет. Кабельные сети "КомКора" позволяют передавать сигнал высочайшего качества, одновременно предоставляя доступ к телефонной сети и интернету.
Расценки компании существенно ниже средних по сектору. В "КомКоре" считают, что издержки, связанные с низкой стоимостью подключения, быстро окупятся за счет предоставления дополнительных услуг.
Если у "Космоса" есть влиятельный союзник в лице государственной компании, то у "КомКора" есть свой - московская городская администрация. Партнерство позволило этой компании быстро получить разрешение на оборудование кабельной сети в центре города и в нескольких отдаленных районах по существующим кабелепроводам.
Пока компания находится в самой начальной стадии развития. У нее есть лицензия на оборудование кабелем 1,5 млн квартир, но проложенные магистрали дают возможность подключиться лишь 90 000 семей, и у компании всего 5 000 пользователей.
Кроме того поджимают сроки - центр города должен быть подключен менее чем за два года.
Фрэнк Бэйкер, глава "КомКора" и директор Andersen Group, возглавляющей группу западных инвесторов, которые предоставили примерно $3,5 млн, сохраняет оптимизм. По его словам, несмотря на то, что спрос на спутниковые услуги "КомКора" ниже, чем было запланировано, спрос на интернет - выше. Он уверен, что к концу следующего года "КомКор" начнет приносить прибыль.
Однако у "Космоса" и "КомКора" есть сильный конкурент в лице НТВ-Плюс, компании, которая предоставляет высокопрофессиональные спутниковые услуги на всей территории страны и охватывает все большее количество клиентов из числа русскоязычной диаспоры во всем мире.
Однако у "НТВ-Плюс" в настоящее время появились собственные проблемы. Холдинг, в состав которого входит компания, имеет большие долги. Основному акционеру Владимиру Гусинскому предъявлены уголовные обвинения. Многие считают, что все это - попытка оказать на него давление и лишить влияния.
Говоря словами одного из игроков рынка: "Московское кабельное телевидение - это королевский двор в эпоху Возрождения. Оно крайне политизировано".
|