InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
30 НОЯБРЯ. Neue Zuercher Zeitung.
Жилищно-коммунальная реформа в России
Pfi.


Адресная помощь для бедных вместо прямых субсидий предприятиям

Русские могут прожить на 300 франков в месяц, так как они почти ничего не платят за жилье. Как результат, коммунальным предприятиям, которые обеспечивают жителей отоплением, водой и другими подобными услугами, не хватает самого необходимого. Реформа призвана изменить это положение. Планируется введение рыночных цен, целевых выплат для бедных и приватизация предприятий, конкурентоспособных в рыночных условиях.

Как русские умудряются жить на 300 франков в месяц? Без сомнения, скорее плохо, чем хорошо, однако живут. Причин для этого несколько. Во-первых, большинство имеет возможность найти приработок, не декларируя его, что более или менее существенно увеличивает их доходы. Во-вторых, основные продукты по-прежнему можно купить на рынках по достаточно низким ценам. А кроме того, большинство русских живет в своих, в основном скромных и тесных квартирах, практически бесплатно.

Нет денег на оплату коммунальных услуг

Как известно, в советское время все жилищное строительство регулировалось на государственном уровне, и жилье предоставлялось по различным, зачастую непрозрачным, критериям и по длинным спискам очередников. Строились преимущественно панельные дома по принципу "как можно больше и как можно дешевле". В ходе реформ девяностых годов большинство людей смогло практически бесплатно приватизировать жилье, которое они занимали. За предоставление коммунальных услуга (вода, центральное отопление, вывоз мусора), а также за содержание "мест общего пользования", таких, как лестничные клетки, крыши и придомовые территории, по-прежнему отвечают жилищные организации. За свои услуги они выставляют жильцам счета по ценам значительно ниже себестоимости. Таким образом, к примеру, владелец приватизированной двухкомнатной квартиры в Москве платит за отопление, воду и содержание жилья 300 рублей в месяц. А тот, у кого нет денег, просто не оплачивает счета.

То, что жилищные организации и их службы получают за свои услуги так мало, конечно, имеет социальные предпосылки: пенсионер, который получает меньше 100 франков, и рабочий, который зарабатывает всего около 300 франков, просто не в состоянии платить больше. Повышение цен чревато социальным и политическим взрывом. Однако нынешнее положение представляется крайне неудовлетворительным как минимум по двум причинам: во-первых, прямым дотированием жилищно-коммунальных предприятий общество поддерживает, в том числе и богатых, которые, собственно, могли бы позволить себе оплачивать услуги по справедливым ценам. Во-вторых, у самих жилищных организаций тоже хронически отсутствуют деньги и соответственно они не могут финансировать свои службы. Так, предприятия тепло- и водоснабжения все больше живут за счет субсидий. Качество их услуг при длительном отсутствии инвестиций постоянно снижается, у них даже не хватает денег, чтобы оплачивать необходимую им энергию по рыночным ценам. Поэтому даже частные энергетические предприятия вынуждены все больше субсидировать этот разваливающийся сектор, и никто точно не знает, сколько и за что он платит.

Поэтапные реформы и платежи

Российское правительство приняло наконец программу реформирования, которая предполагает постепенный, на протяжении следующих 5-10 лет, отказ от скрытых дотаций и подготовку этого сектора к приватизации. Первыми с начала следующего года в некоторых наиболее благополучных регионах, в том числе в Москве, в Новгородской и Тюменской областях, станут оплачивать коммунальные услуги в полном объеме (а не 40%, как сейчас) "богатые", то есть люди с официальным доходом на каждого члена семьи выше 8500 рублей. С 2004 года, после следующих общероссийских выборов, полностью платить за жилье придется богатым уже по всей стране, а потом полную стоимость будут постепенно оплачивать и остальные семьи. Одновременно бедным семьям предусматривается выделение прямых целевых выплат, которые должны позволить им нести более высокие издержки. Этот логичный и необходимый шаг, могущий предотвратить многочисленные социальные конфликты, должен стать решающим звеном в успешном проведении реформы. Однако пойти на него пока что очень тяжело, поскольку нет не только законодательных предпосылок для эффективного перераспределения средств, но также и достоверной информации о фактических доходах семей. Этим-то и можно объяснить, почему по нынешней официальной российской статистике более трети населения живет ниже уровня отнюдь не щедрого прожиточного минимума.

Параллельно с введением новых расценок, отвечающих требованиям рынка, программой предусмотрено списание долгов с коммунальных предприятий, увеличение их капитализации и обретение ими самостоятельности с тем, чтобы возникла конкуренция между отдельными поставщиками услуг. В конце концов эффективные в рыночных условиях предприятия должны быть приватизированы, полностью или частично, до 2010 года.
  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).