InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
26 ФЕВРАЛЯ. Tageszeitung.
Московский процесс о защите чести и достоинства
Борис Шумацкий


Незадолго до начала сегодняшнего судебного процесса против taz и ее московского корреспондента Клауса-Хельге Доната, проработавшего в этом качестве много лет, правительственное издание "Российская газета" опубликовывало статью об этом инциденте. Газета рассказала трогательную историю о студенте-юристе из сибирского Челябинска, который, прогуливаясь вечером в одиночестве, сочинил оду в честь российского президента Владимира Путина. Из-за своего патриотического порыва студент, как пишет "Российская газета", подвергся насмешкам как внутри страны, так и за рубежом. Берлинская газета taz даже как бы упрекнула его в том, что его поэтический труд был оплачен. Оскорбленный поэт пошел в суд.

Этого студента-поэта из Челябинска Клаус-Хельге Донат упомянул в своей статье в taz, посвященной зарождающемуся культу личности российского президента. Среди многочисленных странных перлов, которые создают культ личности вокруг Путина, в статье также приводится и ода. Но Донат нигде не пишет, что поэт-патриот продал свое произведение. Наоборот, в качестве характерной детали он как раз подчеркивает тот факт, что студент оплатил из собственных средств не только написание музыки, но и исполнение, а также студийную запись своей песни о президенте.

Детская игра для защиты?

У обвинения, как казалось, не было в руках ни одного козыря. Все выглядело для защиты детской игрой, но только до того дня, когда "Российская газета" приняла сторону якобы потерпевшей стороны. Правительственная газета подчеркивала, что речь в этом случае идет в том числе о чести и достоинстве "нашего президента", который лично получил кассету с песней. После того, как адвокат taz прочитала данную статью в "Российской газете", она сразу отказалась от этого дела. Адвокат выросла в эпоху Сталина. Тогда народные суды списывали свои решения из свежего номера центральной газеты "Правда". Защитники, которые не следовали таким указаниям, долго не задерживались в своей профессии.

Спустя всего несколько месяцев после прихода Владимира Путина к власти в январе 2000 года его бывшая университетская преподавательница прошлась по телевизионному шоу, которое, по ее мнению, оскорбляло действующего президента. Телешоу "Куклы", которое с давних шло по независимому телеканалу НТВ, показало Владимира Путина в образе врача-невропатолога, который пытался лечить своих душевнобольных пациентов при помощи топора и сварочного аппарата.

Требование к телевидению о нравственности

Вскоре к патриотически настроенной преподавательнице присоединились и другие голоса. Так, 1 300 рабочих тульского оружейного завода в своем письме к Путину потребовали, чтобы "телевидение соблюдало нравственность". Кампания против "Кукол" и независимого телевидения так сильно напоминала советские времена, (когда КГБ организовывало стихийное возмущение трудящихся против критиков режима), что пресс-секретарь президента был вынужден официально дистанцироваться от происходящего.

Тогда еще свобода печати была неприкосновенной, как во времена Бориса Ельцина. Постоянно пьяная и несколько глуповатая кукла Ельцина в этом шоу всегда приводила первого российского президента в ярость, тем не менее, ее регулярно показывали по НТВ. Влиятельные электронные средства массовой информации принадлежали таким называемым олигархам, которые, как тогда шутили, имели обыкновение открывать кремлевские двери ногой.

Политика Бориса Ельцина, в частности, первая чеченская война, сопровождалась весьма критическими сообщениями в их газетах и на их телеканалах. Поддержка, которую получал Борис Ельцин со стороны неправительственных средств массовой информации, ни в коем случае не была инспирирована медиа-магнатами. Журналисты прекрасно отдавали себе отчет, что победа коммунистических противников Ельцина положила бы конец свободе слова в России.

Еще во времена правления Ельцина могущественные региональные власти, спецслужбы и армия мечтали о том, как бы снова закрутить гайки. К концу 90-х годов в российской провинции практически не осталось независимых средств массовой информации. Могущественные региональные князья подвергали репрессиям немногих независимых журналистов и правозащитников.

В 1995 году в Санкт-Петербурге был арестован журналист Александр Никитин, который передал норвежской неправительственной организации якобы секретные документы об утилизации старых реакторных блоков с российских подводных лодок. Хотя Никитин получил эти документы в библиотеке, он был вынужден провести долгие годы в камере предварительного заключения, пока не был оправдан 29 декабря 1999 года.

Тогда оставалось лишь два дня до прихода к власти Владимира Путина. Несколько позже √ уже во время правления Путина √ состоялся другой процесс против журналиста, почти как две капли воды походивший на дело Никитина, но закончившийся совершенно иным образом. Еще в 1997 году ФСБ арестовала в дальневосточном городе Владивостоке журналиста Григория Пасько. Ему было предъявлено обвинение в передаче секретных военных документов японскому телеканалу NKH.

В начале процесса, как рассказывал адвокат Пасько, судья попросил следователя ФСБ представить ему доказательства вины журналиста, так как в деле он не таковых не нашел. Говорят, что следователь ответил: "Я убежден, что он √ шпион"!

С таким уровнем правового сознанием наследница КГБ √ ФСБ √ не могла оказаться на коне, пока президентом оставался Борис Ельцин. Три раза суд оправдывал Пасько, однако, каждый раз ФСБ заводила новое дело. 25 декабря прошлого года Григорий Пасько был обвинен в государственной измене, в результате чего его арестовали в зале суда и отправили в тюрьму.

Впервые со сталинских времен

Недавно, впервые со времени сталинского террора, ФСБ представила в суд одновременно пять якобы шпионских дел, как сообщила Елена Боннер и другие правозащитники. Но их предупреждения практически не достигли уха российской общественности. С тех пор, как в январе был закрыт телеканал ТВ-6, в России больше нет независимого телевидения.

НТВ стал первой жертвой правительственного похода против свободных средств массовой информации. Телеканал, который жестко критиковал путинскую чеченскую войну и в передаче "Куклы" высмеивал президента, был отнят у олигарха Гусинского и передан под контроль правительства.

Журналисты НТВ нашли приют на ТВ-6 - островке, оставшемся от медиа-империи Бориса Березовского, также разрушенной. Но только на короткое время. Высший арбитражный суд лишил ТВ-6 лицензии на вещание, после того, как Путин лично, как стало известно либеральному политику Борису Немцову, порекомендовал председателю суда вынести соответствующее решение.

Немногие российские печатные СМИ, сохранившие свою независимость, больше не решаются критиковать президента. Однако до сих пор существовало журналистское сообщество, которое кремлевская политика в отношении средств массовой информации пока еще не затрагивала √ корреспонденты иностранного телевидения и печатных изданий.

Когда студент-поэт из Челябинска подавал в августе 2001года свой первый иск, он требовал публикации опровержения в taz, а также возмещения морального ущерба в размере 300 000 рублей, что составляет 10 000 евро. Но спустя несколько месяцев его требования внезапно радикально изменились.

Второе исковое заявление было передано Клаусу-Хельге Донату лишь за несколько дней до публикации в официальный "Российской газете". Оно выглядит как прокурорское обвинение. На трех страницах, сплошь покрытых убористым текстом, подробно говорится о том, что корреспондент taz писал свою статью с намерением скомпрометировать гражданина Российской Федерации и его патриотические чувства.

Наконец, далее следует утверждение, что Клаус-Хельге Донат злоупотребил свободой слова, чтобы оскорбить президента России. Тяжести обвинений соответствует также расширившийся перечень исковых требований: суд должен потребовать от российского министерства иностранных дел, чтобы оно не только лишило Клауса-Хельге Доната аккредитации, но и сократило срок его пребывания в Российской Федерации.

Если суд поддержит эти требования, это будет первым случаем с момента распада Советского Союза, когда иностранный журналист понесет наказание за критическую статью.

[Примечание InoPressa: Читайте также рефераты предыдущих статей, относящихся к данному судебному разбирательству: "Чествование Путина - Кима II" (публикация перевода этой статьи и послужила поводом для иска) и "В русской душе нет места для иронии"].
  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).