Кремль хочет сделать из россиян мелких вкладчиков. Однако для этого у них нет денег и доверия
"Я, по крайней мере, попытался", говорит Альберт Гаврилин, как его киногерой Макмерфи в фильме Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки". Он не такой человек, чтобы каждый день ездить на работу к 9 утра и заканчивать в 17 ч.
Однако и для того, чтобы быть независимым, приходится вовремя вставать. Незадолго до того, как российская биржа начинает торговлю акциями, 39-летний мужчина включает в своей двухкомнатной московской квартире компьютер. Там, на улице, нескончаемый поток машин, превратившийся в символ экономического подъема, уже давно стал непрекращающимся шумом гудящих автомобилей. Альберт приобщается к экономическому подъему из дома по меньшей мере 3 раза в неделю. "Опции и фьючерсы, говорит он на новорусско-английском. Иногда я сильно проигрываю. Но в общем мне удалось за три с половиной года увеличить свой стартовый капитал в размере 10 тыс. долларов в пять раз".
В новой России Гаврилин является скорее редким исключением. Большая часть граждан страны боится рискованных биржевых спекуляций. Гаврилин тоже иногда прибегает к довольно рискованным формам вложений, выходящим за рамки классических. Да, доверие к банкам до сих пор не восстановлено. Многие до сих пор предпочитают хранить свои деньги в кубышке.
Если верить словам нового российского премьер-министра Владимира Путина, вскоре все должно измениться. Россия должна стать глобальным финансовым центром. Для этого ей потребуется прежде всего "по-настоящему широкий слой инвесторов". По словам Путина, на биржу должны прийти и люди с небольшими доходами.
Каждый рубль в потребление
Людмила Преснякова, социолог из московского Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), выяснила, как обстоит дело с готовностью людей инвестировать. Согласно результатам исследований, к началу 2008 года около 1 млн россиян, то есть менее 1% из 143 млн жителей России, вложили деньги в банки или фонды. "Это слишком мало", поясняет Преснякова: "Но тенденция последних лет свидетельствует о том, что число инвесторов каждый год удваивается". В общей сложности около 6 млн россиян хотят в ближайшие годы последовать за этими пионерами.
Сегодня же у большинства россиян просто не остается средств для всякого рода вложений. Средняя зарплата по стране находится на уровне 16253 рублей (около 450 евро). Высокий прирост заработных плат поглотила инфляция, уровень которой достиг двузначной цифры. С другой стороны, согласно данным налоговых органов, четверть всех зарплат зарабатывается на халтуре. И только по чекам в магазинах становится понятно, сколько денег крутится на самом деле. Покупается все и вся. Если нужно, то и в кредит. И при этом практически ничего не остается для того, чтобы отложить. Кроме того, инфляция подрывает сегодня веру в завтрашний день.
По словам Пресняковой, в настоящее время только 35% россиян имеют накопления и тем самым повод задуматься над формой вложения средств. Тот, кто может себе это позволить, инвестирует в недвижимость. Рост цен в этом секторе, который за последние годы составил несколько сотен процентов, укрепляет доверие россиян. "Мы уже сыты Москвой, говорит Оксана Огесян. А вот Черногория другое дело". В своем доме на берегу 33-летняя москвичка проводит уикенд, все остальное время дом сдается.
Для нее является само собой разумеющимся пользоваться услугами банков. Этим она отличается от львиной доли своих соотечественников. Около 25% россиян имеют на сегодняшний день банковский счет. Шок 1998 года, когда обанкротившееся правительство в одну ночь прекратило осуществлять все платежи и многие банки рухнули, подорвал доверие на многие годы вперед. После того, как в 2005 году Центробанк ввел систему страхования вкладов, доверие постепенно возвращается.
Биржа практически не имеет значения
Однако путь к России как глобальному финансовому центру, описанному Путиным, еще очень долог. "Российский финансовый сектор до сих пор внес весьма скромный вклад в инвестиции", констатируют эксперты DB Research: российский индекс РТС побил рекорды. Если в 2003 году он составлял 500 пунктов, то сегодня эта цифра в 5 раз больше. При помощи дорогостоящих рекламных кампаний власть имущие призывали россиян инвестировать в рамках выхода на биржу трех крупных государственных концернов. Сегодня только акции "Роснефти" котируются выше их начальной стоимости.
Огесян не участвовала в этих кампаниях и продолжает делать ставки на недвижимость. А Гаврилин делает ставки на самообразование. "Тебе нужен только мозг, говорит он. Остальное можно узнать". Пока что Гаврилин не может жить на то, что он зарабатывает на бирже. Два дня в неделю он работает бухгалтером в продуктовом магазине, которым он владеет вместе со своей мамой. Гаврилин никогда не стремился идти по проторенной дорожке. В 1990-х он подрабатывал фотомоделью в Америке, затем вернулся обратно в Россию: "Я хотел реализоваться, говорит он сегодня. Конечно, из этого ничего не вышло. Но я, по крайней мере, попытался".