Интеллектуальный "любовный роман" Джорджа Буша
Когда вы видите на телеэкране Джорджа Буше или думаете о нем, вряд ли слово "интеллектуал" станет одним из первых, которое придет вам на ум. Буш учился в лучших учебных заведениях, которые можно окончить благодаря большим деньгам своей семьи, не засиживаясь над книгами. В школе Буш создал бейсбольную команду, назвав ее "Мужественные", а в Йельском университете был известен своим умением делать "крокодила" танец, во время которого человек падает на пол и вращается по кругу. В Гарвардской школе бизнеса он запомнился тем, что носил ковбойские сапоги и жевал табак.
Но несколько месяцев назад этого "славного парня" восхитила книга еврейского интеллектуала, посвященная абстрактным темам. Прочесть книгу Натана Щаранского "В защиту демократии: сила свободы в победе над тиранией и террором" Буш рекомендует почти каждому своему собеседнику (включая Кондолизу Райс, которая упомянула эту книгу в своем выступлении на слушаниях в сенате, посвященных утверждению ее кандидатуры на должность госсекретаря США).
Через девять дней после победы на президентских выборах Буш встретился в Белом доме с самим Щаранским и больше часа обсуждал с ним его новое произведение.
Безусловно, Буш встретился с Натаном Щаранским не из-за одного желания упрочить отношения между Соединенными Штатами и их давним союзником Израилем. Чем же так очаровал Щаранский американского президента? Щаранский, министр без портфеля в правительстве Ариэля Шарона, испытывает особое расположение к политикам крайне правого толка. Так, он участвовал в демонстрациях протеста еврейских поселенцев против планов Шарона по выводу поселений из Газы, а также критиковал недавние выборы в Палестине как "несвободные". Натан Щаранский один из тех политиков, кто больше всего раздражает лидеров "старой Европы".
Бушу нравится книга "В защиту демократии" по простой причине. "Эта книга даст вам представление о том, о чем я говорю, поэтому я советую вам прочесть эту книгу", сказал президент корреспонденту журнала Time Джону Диккерсону.
Кое-кто посчитал новую книгу частью плана Израиля по усилению своего влияния. Но на самом деле это скорее взаимное притяжение двух людей с одинаковыми взглядами, чем попытка с помощью печатного слова манипулировать президентом. Щаранский в данном случае стал не столько "гуру" для Буша, сколько "голосом" Буша.
В книге Щаранского три главных тезиса. Первое: существующий политический курс не оправдал себя, его можно назвать банкротом. Америка не может потворствовать диктаторским режимам, таким как режим Саудовской Аравии, которые пытаются сохранить стабильность у себя в стране, "экспортируя ненависть" в другие части мира. Второе: демократия это лучшая защита от агрессии. Третье: мир разделился между добром и злом.
Многих политиков раздражает то, что Буш видит мир только в белом и черном цветах. Его восхищение книгой Щаранского дает понять, что Буш сохранит такое же восприятие мира во время своего второго президентского срока. Щаранский видит мир черно-белым, как противостояние добра и зла, свободных и несвободных обществ. Щаранский заработал право иметь такие взгляды во время своего героического прошлого, когда он был советским диссидентом.
"Доктрина свободы" Буша Щаранского подвергается резкой критике после выступления Буша на церемонии инаугурации (некоторые сказанные тогда фразы Буша почти слово в слово повторяют написанное в книге Щаранского). В большинстве случаев критические высказывания показывают недостатки самих критиков.
Например, мнение подобных Майклу Муру приверженцев левых взглядов о том, что на самом деле Буш не верит тому, что он говорит о демократии, не выдерживает никакой критики, учитывая силы и средства, затраченные Америкой на то, чтобы в Афганистане и Ираке могли состояться выборы. Другие считают, что Буш подходит к разным странам с разной меркой, так, он подвергает жесткой критике Иран, но не Северную Корею. Но разве в политике не нужно выбирать приоритеты?
Тем не менее, можно высказать два существенных критических замечания по поводу доктрины Буша. Во-первых, демократия вряд ли принесет мир, если при этом она будет ассоциироваться с чувством несправедливости. Щаранский считает, что чувство гнева у палестинцев искусственно создано палестинской и арабской элитой, которые используют эти эмоции, чтобы удержаться у власти. Поэтому для того, чтобы палестинцы превратились в миротворцев, надо первым делом сделать из них демократов. Но гнев палестинцев основан на их чувстве, что их страна украдена (и не в последнюю очередь друзьями-поселенцами Шарона). Демократия просто может дать им другой способ выразить свой гнев, а именно: проголосовать за "Хамас" на выборах в местные органы власти. Если Буш имеет серьезные намерения установить мир на Ближнем Востоке, то он должен прислушаться к более объективному политику, чем Щаранский.
Наконец, вы не можете распространять по миру добро, если сами не придерживаетесь этих стандартов. Щаранский утратил свой авторитет в "палестинском вопросе", так как он молчал по поводу страданий палестинцев. Когда Буш говорит об освобождении заключенных, остальной мир вспоминает узников американской базы Гуантанамо.
Проблема новой доктрины Буша заключается в том, что он сам не в должной мере следует принципам демократии.