Времена нынче дурные, но не настолько, как кажется
Все это запросто можно счесть римейком холодной войны. Япония жалуется, что в ее воздушное пространство вторгаются российские военные самолеты. Российские летчики якобы пронеслись на бреющем над американским военным кораблем. На фоне этих событий, а также недавно возобновленных учений российских ВВС и ВМФ в Атлантическом и Тихом океанах, Владимир Путин на этой неделе гордо заявил о добровольном вступлении России в новую гонку вооружений с Америкой. Он также пригрозил нацелить свои ядерные ракеты на Украину, если та вслед за Польшей и Чехией (уже включенными им в список мишеней) поможет Америке разместить элементы системы ПРО в Европе. Тем временем внутри России громилы из бывшего КГБ посылают sms с еле завуалированными угрозами российским сотрудникам британской культурной организации, которая стала жертвой ссоры из-за убийства в Лондоне бывшего российского агента при помощи радиоактивного яда, предположительно российского происхождения.
Западные правительства смотрят с беспокойством на эту задиристую, ершистую Россию. Сергей Иванов, влиятельный первый вице-премьер, на конференции по вопросам безопасности в Мюнхене выступил в более мягком тоне, предложив Америке и России взять на себя новую инициативу в области глобального контроля вооружений. Но мрачно настроенные представители Запада, у которых долгая память, отмечают, что привычка торговаться из-за контроля над вооружениями появилась в годы холодной войны. А заверение Иванова, что Россия не пытается скупить Европу за свои нефтедоллары, а лишь извлекает максимальную экономическую выгоду из своего (опасно ужесточающегося) контроля над поставками нефти и газа, заставило Хавьера Солану, главного вдохновителя внешней политики ЕС, забеспокоиться, что Россия, по-видимому, вкладывает средства только в "будущие политические рычаги", а не в наращивание добычи энергоносителей.
Однако складывается впечатление, что Путин стремится не столько повторить холодную войну, сколько переделать ее концовку. Это предполагает использование энергетической политики и всех других подручных средств для восстановления влияния, которое Россия утратила после распада СССР. Следует ожидать, что Путин и лично отобранный им преемник Дмитрий Медведев, вступающий в должность президента в мае, продолжат нажим на Украину и Грузию бывшие республики СССР в связи со стремлением последних вступить в НАТО и ЕС; этот вопрос Путин вряд ли оставит, когда НАТО в апреле проведет в Бухаресте свой саммит. Россия также вряд ли будет тихо мириться с независимостью Косово, которая вот-вот будет провозглашена.
Однако стоит отвлечься от громких криков и обиды на реальное, а также надуманное пренебрежение, и вспомнить, что западная граница России граница с НАТО никогда еще не знала такого спокойствия: "линия фронта" НАТО нынче проходит в Афганистане (где Америка, кстати, оплачивает приобретение российских вертолетов и грузовых самолетов молодыми ВВС Афганистана). Кроме того, хотя Россия, возможно, действительно производит новые ракеты, их будет намного меньше; на оборону она тратит лишь толику того, что тратил СССР.
Мало того, отношения России с Западом, при всей своей сложности, никогда не были более тесными. Люди с Запада в страхе отшатываются от того, что в России сходит за верховенство закона, но бизнес процветает. Россия находится на пороге вступления во Всемирную торговую организацию, даже если для этого придется зондировать настроения нового правительства Польши и недавно переизбранного руководства Грузии (двух стран, которые могут заблокировать прием России), каковы бы ни были разногласия из-за НАТО и системы ПРО.
Занятно, что недавняя словесная война Путина (как-никак односторонняя, так как западные лидеры тщательно остерегаются отвечать ему в той же манере) не нанесла урона широким областям сотрудничества: деятельности по обузданию ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи; борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков в Афганистане и других регионах. Сотрудничество в других, весьма неожиданных областях часто проходит незамеченным, утверждает Роуз Готтемюллер, возглавляющая московское отделение вашингтонского аналитического центра Carnegie Endowment, попросту потому, что оно уже стало рутинным.
На этой неделе Россия вынесла на переговоры проект договора об использовании космоса в военных целях; администрация Буша этот проект отвергнет. Однако, по словам Готтемюллер, российская и американская гражданские программы освоения космоса настолько тесно переплетены, что если американский "шаттл" столкнется с серьезными проблемами на орбите, то, скорее всего, за командой будет послан российский спасательный корабль. Западная общественность, слышащая только гиперболические выражения Путина, также, возможно, удивится, узнав, насколько многого Америка и Россия добиваются сообща, пытаясь делать трудную работу и на планете Земля.
При всех разговорах Путина о гонке вооружений Америка и Россия без особой шумихи продолжают осуществлять свою многолетнюю программу, которая должна завершиться на исходе 2008 года, по модернизации средств и мер охраны ряда самых опасных ядерных объектов России, в том числе складов ядерных боеголовок. Чтобы не допустить попадания ядерных материалов в руки террористов, стороны также сообща занимаются возвратом свежего и отработанного ядерного топлива, произведенного в России, с иностранных реакторов и стараются побудить правительства по всему миру ужесточить законы о ядерных материалах и контроль над экспортом. Как только американо-российское соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере будет ратифицировано (загвоздка во мнении Конгресса об участии российских компаний в разработках ядерной техники и ракет в Иране), Россия в итоге сможет неплохо заработать на приеме отработанного топлива американского производства из таких стран, как Южная Корея и Тайвань.
Однако опасности еще существуют. Контроль вооружений одна из тех сфер, где пути России и Америки вновь могут разойтись. Россия наполовину вышла из договора, регулирующего передвижения воинских частей и танков в Европе, а также грозится выйти из договора, запрещающего Америке и России производить ракеты средней дальности (способные преодолевать 500-5500 км), если только другие страны не согласятся соблюдать сходные ограничения. Россия также хочет, чтобы стратегические ядерные силы подчинялись большему числу обязательных правил, чем готова принять администрация Буша. Однако в этой области некоторые тревоги России (если и не манера их выражать) разделяются критиками Буша в США и союзниками в Европе. Дабы обеспечить, чтобы следующая администрация США была хорошо осведомлена обо всем спектре проблем с контролем вооружений, Московский центр Карнеги в ближайшие месяцы проведет цикл подробных специализированных дискуссий между американскими и российскими экспертами. В этой и других областях Западу и России до сих пор есть о чем поговорить и общение продолжается.