Победа Виктора Ющенко на выборах на Украине ясно показало две вещи: во-первых, большинство украинцев не хотят жить в государстве-сателлите при новорусском самодержавии; во-вторых, пророссийское меньшинство, т.е. избиратели Януковича, похоже, готовы смириться с таким решением. Три дня прошло с момента переголосования 26 декабря, и, несмотря на все карканье, Украина не собирается раскалываться и погрязать в гражданской войне. Янукович бранится, но пока он не посылает из Донбасса в Киев пролетарские ударные бригады, чтобы забить "оранжевую революцию".
Для Европы это кое-что меняет. Вплоть до недавнего времени действовал негласный консенсус о том, что Украина входит в сферу влияния Москвы. Политики например, бывший глава Еврокомиссии Романо Проди ясно заявили, что Киеву следует выбить из головы всякие мысли о членстве в ЕС.
У такого поведения было несколько предпосылок. При режиме уходящего с должности президента Кучмы Украина сама, казалось, не очень стремилась в Европу и добровольно оперлась на плечо Владимира Путина. Россия, гегемон, в свою очередь, одно время казалась страной, находящейся на пути к свободомыслящей демократии. В отличие от распавшегося СССР, она уже не казалась угрозой. Москва согласилась с приемом в НАТО своих бывших государств-вассалов в центрально-восточной Европе, а также с независимостью бывших советских республик. Такой стране можно было, не опасаясь, доверить Украину.
Но тем временем почти все предпосылки старой европейской "политики передачи" стали вызывать сомнения. Путинская Россия развивается не в сторону демократии. Широкие слои населения желают вернуться в СССР, а бывшие советские республики чувствуют крепнущую экономическую силу Москвы и растущее желание властвовать. Вместе с автократами из Белоруссии и Казахстана Путин работает над созданием общего экономического пространства.
В прошедшее воскресенье украинцы сами ликвидировали последнюю предпосылку для старого раздела территории. Их выбор можно описать одним предложением: мы в этом не участвуем.
Поэтому Европа должна задаться вопросом, соответствует ли политика молчаливой уступки ее интересам. Ответ нет. Учитывая то, в каком направлении развивается Россия, для Европы будет лучше, если Украина не будет входить в зону господства России. ЕС никак не может быть заинтересована в создании на Востоке "единого экономического пространства", если не ясно, не превратится ли оно однажды в заповедник олигархической экономики. Европе также не следует забывать "холодную войну". Россия это не Советский Союз, однако то, что украинская степь никогда больше не должна превратиться в плацдарм для выстроенных "клином" и направленных на Запад танков, является постоянным геополитическим интересом Европы. Москва без Киева лучше для континента, чем Москва с Киевом.
Так что Украина при Викторе Ющенко должна получить всю необходимую помощь, чтобы укрепиться. Но тут возникают сложности. Потому что наилучшим средством для укрепления демократии в посткоммунистическом мире оказалась перспектива вступления в ЕС. Но открытие такой перспективы перед Украиной поставит ЕС перед той же проблемой, что и в случае с Турцией: это кусок, который может оказаться слишком большим для его чувствительного желудка.
Многонаселенный сосед находится на границе между западной ориентацией и настроем на чуждые демократии концепции будь то мафиозная постсоветская политика силы или воинствующий ислам. Сейчас представляется возможность склонить украинское общество к Европе, и пришел момент ею воспользоваться. Но одновременно присутствуют сомнения, будет ли это по силам. С Украиной есть еще одна проблема: если Запад сделает ей радикальные предложения, дабы освободить ее из российских объятий, это может еще больше усилить антизападные рефлексы великоросской элиты и разжечь изоляционные страхи Москвы.
Лучшее из всех средств стабилизации "европейская перспектива" политически и экономически самое дорогостоящее. Его можно давать лишь в очень умеренных количествах. Но важно, чтобы дозировка была достаточно высокой, чтобы отстоять интерес Европы в прочно ориентированной на Запад Украине. Во всяком случае, Брюссель должен предложить нечто существенно больше, чем нынешняя скудная программа добрососедских отношений. Но при этом необходимо в отличие от ситуации с Турцией, понять, что пример прошлых раундов расширения, которые принесли новым странам-членам миллиардные трансферты и (после переходного периода) открытие границ, повторить не представляется возможным.
Как не назови такую операцию "Украина" "привилегированное партнерство", аналогично тому статусу, который предлагается Турции, или "условное членство", содержательно это не будет играть большой роли. Главное, чтобы сигнал был правильный, а именно "На Запад! Путь открыт!"