Французский археолог Ксавье Гютерц рассказывает: "Скала расписана изображениями животных и людей, исполненными яркими красками: охрой, гранатовым, белым, черным в совершенно незнакомом стиле. Здесь нарисованы коровы с большими рогами, украшенные орнаментальными рисунками. Есть также загадочные персонажи маленького роста с руками, поднятыми к небу".
Здесь лучше перевести дух. Эту скалу уже назвали Сикстинской капеллой эпохи неолита. Она была обнаружена случайно и не без помощи пастуха по имени Мохаммед Омар Исмаил с его крепкой памятью. Изучать рисунки будет очень трудно: на расшифровку может уйти целая жизнь.
Роспись находится внутри гранитного массива в Сомалилэнд, в безлюдной зоне, которую местные жители называют Лас Джил: водопой дромадеров. В буйном излишестве линий и цветовых пятен, что наводит на мысль о творческом воображении, различимы десятки и десятки фигур. На стене можно увидеть фигурки коз, жирафов, антилоп, собак. Картинки разбросаны в соответствии с неразгаданной пока логикой.
Повсюду загадочные коровы с преувеличенно длинной шеей, причем голова никогда не изображается в профиль, дается вид сверху такие рисунки впервые обнаружены в Африке. Внизу, как бы окруженный и защищенный шеей животного, появляется человек в широкой белой тунике. Он, кажется, возносит молитву. Если это не вождь, то по крайней мере священнослужитель. Или, может быть, бог.
"В любом случае, подчеркивает Гютерц, мы вышли за рамки привычных картин: здесь возникает подробное символическое изображение вселенной".
Шеям французских археологов также пришлось вытянуться, чтобы хорошенько рассмотреть и зафиксировать этот своего рода древнейший комикс.
"Складывается впечатление, что все свободное пространство должно быть заполнено рисунками. Если смотреть на роспись снизу, просто дух захватывает. У Гютерца и его команды остановилось дыхание, когда они обнаружили, какой ущерб нанесло время, когда они увидели трещины в скале и внезапно прерывающиеся сцены. Теперь мы должны зафиксировать все нюансы, чтобы попытаться восстановить всю картину такой, какой она была изначально, возможно, 5 или 4 тысячи лет назад".
"Лишь сделав это, можно будет начать вникать в смысл изображения", говорит Роже Жуссом.
В конце 2004 года французские археологи возобновят исследования, и тогда начнутся первые работы по закреплению и восстановлению изображения. Необходимо спасти эту древнейшую картину, как и другие священные места наших прародителей.
"В таких местах наши аристотелевские категории не действуют: сакральное и мирское объединены в одно целое, они выражаются при помощи языка, предшествовавшего письменности и состоявшего из знаков и символов, поясняет один из крупнейших итальянских специалистов по наскальной живописи Умберто Сансони. Здесь есть все: абстрактность и эмоции, философия и ритуальность, в соответствии с общим видением действительности, которая продолжает оставаться недоступной для нас, но в которой, вполне вероятно, соединялись воедино практическое знание и шаманское знание".
Конечно же, страсть к живописи, так же как и к танцам, к пению, является отличительной чертой нашего рода, рода неутомимых рассказчиков и шарлатанов.
"И я уверен в том, что в Лас Джиле в различные времена сменяли друг друга многие поколения художников, говорит Жуссом. Они считали это место особым".