6 ноября 2007 
Одна из ведущих центральных французских газет правой ориентации. Политика, экономика, наука, аналитика, культура, спорт. Интервью с политическими деятелями.

Вся Европа превратилась в мишень для начинающих террористов
Арно де ля Гранж

Некомпетентность террористов в Лондоне и Глазго сравнима только с их решимостью. Опасность касается и Франции

Если бы на заднем плане не маячили мрачные замыслы и более серьезные опасности, можно было бы улыбнуться, говоря о последних действиях экстремистов на том берегу Ла-Манша. От пассажирских самолетов, брошенных в лицо торжествующему капитализму, к жалкой водоподъемной машине в аэропорту Глазго угрозы, похоже, утратили горделивый характер. Можно улыбнуться, но не стоит этого делать, потому что некомпетентность начинающих террористов Лондона и Глазго столь же велика, как их решимость, их безразличие к собственной смерти и жизни других людей.

Вне зависимости от того, что выявит британское следствие, рассмотрим категорию активистов, сформировавшуюся в Европе в последние пять-шесть лет. Это стихийное поколение "террористов снизу", привлеченных обманчивыми огнями жертвенного искупления, которое для одних связано с "Аль-Каидой", для других нет. Когда глава MI-5 внутренней британской разведки Элиза Маннинэм-Баллер несколько месяцев назад призналась, что спецслужбы выявили в стране "200 групп или сетей" и постоянно следят "более чем за 1800 лицами", она имела в виду именно этот питомник активистов.

Современность против радикализации

Однако такая ситуация характерна не только для Великобритании. Арестованный в мае в Нанси французской Службой внутренней контрразведки (DST) ясновидец тоже так или иначе принадлежал к этому отродью. Этот человек, радикальный исламист алжирского происхождения, на интернет-форумах предлагал свои услуги магрибской ветви "Аль-Каиды". Контакт состоялся. Он выразил готовность напасть на префектуру или 13-й полк парашютно-десантных войск. "Это доказывает то, что отдельный индивид часто нуждается в причастности к организации, как для легитимации собственных действий, так и из-за потребности в технической поддержке", комментирует Луи Каприоли, с 1998 по 2004 год возглавлявший отдел по борьбе с терроризмом в DST, советник охранного агентства Geos. В Германии два молодых ливанца, летом 2006 года планировавшие посеять смерть в поездах, несомненно, были идейными "братьями" подозреваемых из Лидса, Лондона и Нанси.

В техническом отношении уровень террористов оставляет желать лучшего. "Поколение, прошедшее через афганские лагеря, было более метким, продолжает Луи Каприоли. На протяжении трех месяцев они стреляли из "Калашниковых". Если они демонстрировали проворность, их еще три месяца обучали обращению с взрывчаткой. А если они оказывались действительно способными, их учили пользоваться химическими компонентами для производства взрывчатки".

В отношении мотивации эта ситуация вызывает большее беспокойство. "Никогда не надо насмехаться над людьми, даже неумелыми, но готовыми совершить теракт, будь то камикадзе или кто-то еще, продолжает Каприоли. Здесь присутствует большая доля вовлеченности, психологической обработки". Среди активистов выходцев из третьего поколения иммигрантов мы практически всегда сталкиваемся с глубоким кризисом самоидентификации. "Воздействие современности не защищает от радикализации, а напротив, ускоряет ее", объяснял недавно Фархад Хосрохавар, руководитель исследовательского центра Высшей школы социальных исследований. Молодые активисты уже не пакистанцы или алжирцы, но еще и не британцы или французы. Даже если они имеют какие-то рудиментарные представления об исламе, они укрываются за "мусульманской" идентичностью транскультурной и транснациональной.

Бен Ладен "дитя клипа"

Французские спецслужбы обеспокоены двойственным феноменом: все большим размахом подобного насилия и спонтанным "волонтерством". Долгое время считалось, что вербовщики "Аль-Каиды" обходят пригородные трущобы и местные мечети в поисках новых активистов. Однако часто все происходит совсем наоборот. Психиатр, социолог и бывший агент ЦРУ Марк Сейджмен объясняет, что "объединение под знаменем джихада явление, возникающее скорее снизу, чем сверху. Молодые волонтеры выступают от своего имени". Доминик Тома, исследователь Высшей школы социальных исследований, утверждает, что второе поколение Лондонистана не обязательно состоит в контакте с радикальными проповедниками. Они хотят вписаться в глобальное соотношение сил. Как говорит специалист по исламу Жиль Кепель, Усама бен Ладен "дитя клипа", и все эти молодые люди черпают энергию, позволяющую им перейти к действиям, в экранизации страха. Одни ведут собственный блог, другие собственную войну.

Все происходит так, как будто в Европе "Аль-Каида" может рассчитывать на две "армии": армию радикальных любителей и армию более опытных активистов, ушедших в подполье, но не исчезнувших. "Определенные признаки указывают на то, что идеологи "Аль-Каиды" не отказались от идеи "мега-терактов", поясняет источник из разведслужб. Но репрессивные меры вынуждают их действовать осторожно. У них есть время". А пока более или менее значительные теракты позволяют оккупировать сферу страха, что само по себе уже является маленькой стратегической победой.



Источник           03  июля  2007           Версия для печати

ReadMe
...
...
  В России   Спорт   История и культура   Скандалы и происшествия   В мире   Экономика   Война   Разное   Наука и жизнь   Экстремальная ситуация   Ближний Восток   Закон и преступность   Аналитика
Rambler's Top100 © 1999-2007 InoPressa.ru
Обратная связь: редакция / служба технической поддержки
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая). Размещение рекламы на сайте Inopressa.ru