9 декабря 2007 
Старейшая влиятельная газета Швейцарии, одно из самых информированных изданий Европы, настольная газета ведущих политиков немецкоговорящих стран. Политика, экономика, наука, культура, аналитика, спорт.

Жить с чудовищем
Зиглинде Гайзель

Дискуссия о будущем России в Берлинской академии искусств

Уже подбор слов свидетельствует о том, что отношение России к Западу изменилось. О Западе и Востоке с трибуны Академии искусств практически не говорилось. В ходу были иные выражения: некоторые говорили о России и Европе, другие √ о старой и новой Европе (но не совсем в том смысле, как Рамсфельд); для советника Путина Сергея Караганова "бывший Запад" является просто "другой Европой", из чего сразу становится ясно, где находится настоящая Европа.

Упреки в надменности следовали с обеих сторон. Укреплением восточной границы и введением обязательных виз для россиян Европа плюнула России в лицо, считает писатель Виктор Ерофеев. Существует надуманный страх перед Россией, который ослабляет, прежде всего, прозападные силы в стране и теснит Россию в сторону Азии, говорил он. Принципиальный вопрос ведущего Томаса Авенариуса, как новая Россия относится к западным ценностям, был в целом воспринят как знак европейской надменности. Караганов ответил на это с новым чувством российского достоинства, сказав, что, хотя Россия и находится на том уровне, на котором Европа находилась сорок лет назад, положение меняется, и Россия быстро реагирует на новые веяния времени. Если "другая Европа" не хочет отстать от нового, более опасного времени, она должна признать также ценности окрепшей России, которая включилась в борьбу с терроризмом. Это было одним из неприятных намеков на чеченскую войну, которые (без ответных возражений) встречались лишь в отдельных выступлениях. Так, например, писательница Татьяна Толстая считает, что Россия в Чечне сражается за права человека, ведь чеченцы хотели ввести шариат.

У России вообще нет причин для сочувствия к самой себе, полагает историк, специалист по Восточной Европе Карл Шлёгель, который указывал на невероятный прогресс последних десяти лет, √ путь открыт, катастрофа предотвращена. Однако его беспокоит внутренний разлад, пропасть между такими "зонами высоких скоростей", как Москва, и бесконечно удаленными от них сельскими зонами. Насколько чужды друг другу Европа и Россия? Действительные различия лежат не в области политики или экономики, а в мироощущении. Рациональная Европа поделилась своим бессознательным с Россией, которая привыкла обращаться с нерациональным, считает Татьяна Толстая. "Если европейцы испытывают по ночам страх, они включают свет, смотрят под кровать и видят, что там нет никакого чудовища. Мы не включаем свет. Мы живем с чудовищем, которого не существует".



Источник           19  марта  2003           Версия для печати

ReadMe
...
...
  В России   Спорт   История и культура   Скандалы и происшествия   В мире   Экономика   Война   Разное   Наука и жизнь   Экстремальная ситуация   Ближний Восток   Закон и преступность   Аналитика
Rambler's Top100 © 1999-2007 InoPressa.ru
Обратная связь: редакция / служба технической поддержки
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая). Размещение рекламы на сайте Inopressa.ru