18 ноября 2007 
Старейшая влиятельная газета Швейцарии, одно из самых информированных изданий Европы, настольная газета ведущих политиков немецкоговорящих стран. Политика, экономика, наука, культура, аналитика, спорт.

Германия настаивает на обновлении ООН
eg.

Цель постоянное место в Совете Безопасности

Министр иностранных дел Фишер отправился в Нью-Йорк, чтобы на Генеральной Ассамблее ООН обосновать претензии ФРГ на постоянное место в Совете Безопасности. В своем общем заявлении Германия и три другие страны-кандидаты требуют реформы институтов Организации Объединенных Наций.

Утверждение, что у Германии нет никакой национальной внешней политики, а существует лишь европейская, стало устойчивым выражением в немецкой внешней политике. Однако сам Берлин не воспринимает его уж слишком всерьез, поскольку федеральный канцлер Шредер и министр иностранных дел Фишер очень стремятся к такому символу национального престижа, как постоянное месте в Совете Безопасности ООН.

В четверг Фишер обоснует это требование в своей речи на Генеральной Ассамблее. Во вторник он встречался в Нью-Йорке с другими претендентами на постоянное место в СБ. Квартет "тщеславных", куда вошли Германия, Япония, Бразилия и Индия, решил действовать в этом вопросе заодно. Совет Безопасности в XXI веке должен отражать реалии сообщества государств, говорится в заявлении, распространенном в среду после их встречи. В случае расширения Совета Безопасности эти четыре страны обозначают себя как законных кандидатов.

Возросшие властные притязания

С тех пор как четыре союзные державы-победительницы после воссоединения сложили с себя последние полномочия в отношении Германии, ФРГ более или менее открыто стремится в клуб "постоянной пятерки". Красно-зеленая коалиция первоначально ратовала за общее место для всех стран-членов ЕС, скорее всего, понимая, что Франция и Великобритания не откажутся от своего привилегированного статуса. Тем не менее воссоединившаяся Германия больше не хочет отставать от Парижа и Лондона.

С наступлением нового тысячелетия новые властные притязания Германии озвучивает, в первую очередь, федеральный канцлер Шредер, хотя слова и дела у него резко расходятся. Перед войной в Ираке Шредер ухватился за инструмент изоляционизма, мотивированного внутриполитическими требованиями, заявив, что Берлин ни в коем случае не станет прибегать к мерам принуждения, даже если они получат одобрение со стороны ООН.

К противоречиям германской внешней политики можно отнести и то, что, несмотря на признание "возросшей международной ответственности" Германии, бюджет вооруженных сил давно находится на одном и том же уровне, так что они более не способны на военные действия. Хотя министр обороны Штрук и делал резкие заявления о том, что безопасность Германии обеспечивается также на Гиндукуше, на практике вооруженные силы не могут и не хотят бороться с афганскими наркоконтрабандистами или косовскими нарушителями спокойствия.

Успехи вооруженных сил в Афганистане выглядят на бумаге впечатляющими, а на практике вне Кабула региональные группы восстановления это не более чем военные наблюдатели, лишенные полномочий и возможностей. Германия хочет пользоваться привилегиями, связанными с укреплением ее позиций, не желая при этом брать на себя связанные с этим неприятности, так что она часто предпочитает менее явный вариант дипломатии чековой книжки.

Дружелюбно сформулированные отказы

Постоянное место в Совете Безопасности обеспечило бы рост немецкого влияния в ООН без дополнительных военных или финансовых средств. Разумеется, в Берлине не слишком надеются на то, что эта инициатива увенчается успехом. Однако поскольку генеральный секретарь ООН Аннан стремится к пересмотру структуры ООН и даже создал с этой целью рабочую группу, Германия была вынуждена реагировать и отстаивать свои претензии на постоянное место в Совете Безопасности. Если бы ФРГ не отстаивала свою точку зрения в дебатах по реформе, она добровольно отступила бы на второй план. Характерно, что федеральный канцлер Шредер отказывается от того, чтобы самому обосновывать немецкие амбиции, тогда как главы трех других государств-претендентов прибыли в Нью-Йорк лично.

Реакция на расширение Совета Безопасности за счет ведущих стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки при нынешнем право вето не только вызвало сдержанную реакцию, оно еще спровоцировало открытое противостояние конкурирующих стран. Так, министр иностранных дел Италии Фраттини высказался против постоянного членства Германии в СБ ООН. Во время своей недавней поездки по Азии Фишер вызвал недоброжелательную реакцию своих тамошних партнеров за исключением Индии, когда он попросил о поддержке притязаний Германии. Поэтому Фишер в Нью-Йорке на всякий случай сказал, что он по данной теме не придерживается точки зрения "сейчас или никогда".

Если реформа ООН потерпит неудачу, все равно когда-нибудь она пройдет "под реальным давлением кризисов". В любом случае, решение должно быть вынесено только в следующем году, так как созданная Аннаном рабочая группа должна представить свои предложения только к концу текущего года.



Источник           23  сентября  2004           Версия для печати

ReadMe
...
...
  В России   Спорт   История и культура   Скандалы и происшествия   В мире   Экономика   Война   Разное   Наука и жизнь   Экстремальная ситуация   Ближний Восток   Закон и преступность   Аналитика
Rambler's Top100 © 1999-2007 InoPressa.ru
Обратная связь: редакция / служба технической поддержки
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая). Размещение рекламы на сайте Inopressa.ru