Еврейские новости редко попадают в поток основных новостей в России, однако недавний случай с антисемитским письмом стал исключением.
Внимание СМИ привлекло письмо откровенно антисемитского содержания даже по российским стандартам его подписала группа из 500 православных христиан-патриотов, как назвали себя его авторы, в числе которых было 20 депутатов Госдумы, нижней палаты российского парламента.
Это письмо вызвало к жизни вопрос о распространении антисемитизма в России и о том, насколько активно должна реагировать еврейская община на проявления такового.
Письмо было опубликовано на сайте газеты "Русь Православная", и в нем содержалось требование ввести запрет на иудаизм и еврейские общинные институты в России, так как они якобы носят экстремистский и антихристианский характер.
В доказательство своих тезисов авторы письма обвинили евреев в ритуальных убийствах и привели длинный список антисемитских цитат за период в 120 лет.
Это письмо спровоцировало широкие общественные дебаты, в основном потому, что оно появилось накануне 60-летней годовщины освобождения Освенцима, и еще потому, что авторы утверждают, что его подписало довольно много российских законодателей.
Документ поставил президента Владимира Путина в неловкое положение, в частности из-за того, что через несколько дней после обнародования письма он отправился в Польшу, чтобы принять участие в памятных церемониях по случаю годовщины освобождения Освенцима.
Путин заявил на международном форуме в Кракове, что ему стыдно за проявления антисемитизма в России: никто не должен оставаться равнодушным в отношении антисемитизма, ксенофобии и нетерпимости.
Хотя Путин не упомянул об этом противоречивом письме, его краковское выступление в России было воспринято как прямой ответ тем, кто написал и подписал антисемитский документ.
Все крупные еврейские лидеры, включая двух главных раввинов страны, быстро осудили письмо и подписавших его, и многие крупные газеты рассказали об этой истории на главных страницах.
После реакции СМИ, президента, министерства иностранных дел и совета безопасности авторы письма просто забрали его из Генпрокуратуры, и все депутаты, кроме одного, отреклись от своих подписей. Некоторые даже заявили, что никогда не подписывали этого документа и вообще не подозревали о его существовании.
С одной стороны, такой реакции на этот инцидент и следовало ожидать.
Пресса приводила комментарии еврейских чиновников и правозащитников, и крупные либеральные газеты вторили возмущению еврейской общины. Некоторые еврейские лидеры продолжали настаивать на наказании ответственных за это письмо.
В то же время крупные еврейские лидеры не отреагировали, когда высокопоставленные госчиновники проявили равнодушие к этому вопросу. Как заявил генпрокурор России Владимир Устинов, письмо следует считать проявлением "кухонного антисемитизма", который прочно укоренился в России. Главное же в том, что нельзя выпускать его за пределы кухни.
По словам Устинова, вопрос об антисемитизме и обсуждать не стоит, потому что чем больше о нем говорят, тем больший интерес проявляют к этой теме люди.
Израильский посол Аркадий Мильман не мог не отреагировать на это замечание. Выступая 27 января в Москве, Мильман заявил, что проходить мимо кухонного антисемитизма и надеяться на то, что его удастся сохранить под контролем это то же самое, что смириться с кухонным каннибализмом, надеясь, что так он не выйдет из-под контроля.
Хотя происхождение этого письма до сих пор не установлено однозначно, версий предостаточно.
В статье, опубликованной в крупном российском интернет-издании, Станислав Белковский, еврейский политолог, предположил, что письмо было состряпано в путинской администрации, чтобы нанести удар по репутации левых оппозиционных партий. Все 20 депутатов, якобы подписавших письмо, принадлежат к двум думским фракциям: "Родине" и коммунистам, которые резко критикуют социальные реформы, проводимые федеральным правительством.
По словам Белковского, это письмо было написано с целью показать Западу, что любой наследник Путина будет хуже, чем нынешний президент.
Большинство еврейских лидеров отказалось рассуждать о теориях, однако Владимир Слуцкер, президент Российского еврейского конгресса, заявил, что если это письмо было провокацией, то оно было нацелено на самого Путина.
Однако некоторые евреи не согласны с такой точкой зрения, указывая, что общая атмосфера путинского режима делает возможным любой сценарий.
Идея о еврейской коллективной вине близка многим людям, и ею могла воспользоваться ФСБ, несмотря на печальные исторические прецеденты, отмечает политический обозреватель Леонид Радзиховский.
"Боюсь, мы не знаем правды об этой истории и никогда не узнаем, заметил Максим Каган, аспирант, пришедший в воскресенье в один из клубов, где выступала израильская рок-группа. Однако тот факт, что еврейский вопрос мог быть намеренно использован с некой политической целью, сам по себе вызывает тревогу".
"Возьмите Чечню, ЮКОС или Беслан. Ни в одном из этих случаев нам не говорили правду", заявил он, выразив популярную в России точку зрения, что в период путинского правления контролируемые государством СМИ, особенно телевидение, возвратились к советской практике и дают только официально одобренную информацию о крупных событиях.
Из-за последних известий об антисемитском насилии в Москве некоторые евреи очень напуганы. "Я боюсь даже думать, что каждый третий человек в моей стране антисемит", говорит еврейка средних лет в еврейском общинном центре.
Недавно популярная московская радиостанция провела опрос общественного мнения, спрашивая у слушателей, считают ли они, что участие евреев в политике и бизнесе должно быть ограничено законом. 30% из 6327 респондентов ответили "да".
Некоторые евреи, особенно молодое поколение, говорят, что пришло время, чтобы российские евреи стали более активными, когда дело доходит до вопросов, вызывающих у евреев опасения.
"Мы должны стать такими же активными, как евреи во многих других странах!" заявила Беата Истакарова, молодая еврейка из Москвы, выступая перед собравшимися в одном московском ресторане на празднование Ту-би-Швата.
"Как еврейка, как мать", Истакарова обеспокоена антисемитскими атаками, и вербальными, и физическими, которые произошли в России в последнее время. "Может быть, мы должны уже определиться и стать более активными, когда дело доходит до вопросов, о которых мы так много говорим, когда собираемся вместе".
Но с ней согласились только двое из 30 собравшихся евреев.