3 июля 2004 
Официальный сайт Бюро международных информационных программ Государственного департамента США, публикующий пресс-релизы, отчеты о пресс-конференциях и брифингах в Госдепартаменте, официальные заявления американских чиновников, комментарии.

 Доклад Госдепартамента США о нарушениях прав человека в России
  Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда

25 февраля Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США обнародовало официальный доклад о состоянии прав человека в России за 2003 год. Предлагаем выдержки из этого доклада, полный текст которого на английском языке опубликован на официальном сайте Госдепартамента США.

Госдепартамент США подверг резкой критике ситуацию с соблюдением в России демократических правовых норм, свободы слова и СМИ, политических прав. Арест российского бизнесмена Михаила Ходорковского назван политически мотивированным шагом, нацеленным на консолидацию власти в руках президента Путина.

Соблюдение политических прав: право граждан на смену руководства страны

"В 2003 году правительство предприняло ряд мер для консолидации политический власти в руках президента Путина, отмечается в докладе. Арест (Михаила) Ходорковского 25 октября устранил влиятельного и состоятельного критика администрации президента Путина, который оказывал все более активное финансовое содействие оппозиционным политическим партиям, а также неправительственным организациям. Ходорковский, которому предъявили обвинения в мошенничестве в связи с приватизацией промышленных предприятий 1990-х, стал последним из богатых "олигархов", которые были центрами потенциальной политической оппозиции президенту и оппозиции в СМИ. По мнению многих наблюдателей-правозащитников, цель ареста Ходорковского это предупреждение для других олигархов с тем, чтобы они не вмешивались в политические процессы и не оказывали независимую финансовую поддержку развитию гражданского общества. Какие бы обстоятельства ни лежали в основе действий властей в отношении таких бизнесменов, как Ходорковский, Борис Березовский и Владимир Гусинский (Березовский и Гусинский сейчас живут за границей), их устранение рассматривается многими как предостережение других потенциальных оппонентов среди экономической элиты от участия в политике и поддержке независимых СМИ".

"Явно выборочный арест и удержание по стражей известного бизнесмена Михаила Ходорковского накануне парламентских выборов вызывает серьезную обеспокоенность произвольным использованием судебной системы", говорится в документе.

Арест Михаила Ходорковского и преследование других бизнесменов негативно повлияли на положение оппозиционных партий в России и на их провал на декабрьских парламентских выборах, считает Госдепартамент, подчеркивая, что "уголовные обвинения и угрозы ареста или действительные аресты главных финансовых сторонников оппозиционных партий и захват партийных материалов у оппозиционных партий подорвали их способность соревноваться за голоса избирателей".

"Оппозиционные партии, особенно те, которые получали финансирование от так называемых олигархов, понесли серьезные потери после начала расследования по делу ЮКОСа и ареста президента компании Михаила Ходорковского. Считается, что этот шаг, по крайней мере частично, был обусловлен той значительной финансовой поддержкой, которую он оказывал оппозиционным организациям, указывает Госдепартамент. Другие состоятельные покровители оппозиционных партий отреагировали на то, что сочли скрытой угрозой, значительным сокращением политического финансирования".

При оценке парламентских выборов в России Соединенные Штаты полагаются на данные международных наблюдателей, в частности ОБСЕ, которая пришла к выводу, что "электоральный процесс был организован технически хорошо, однако сопровождался широко распространенными злоупотреблениями административными ресурсами со стороны проправительственных партий, систематически необъективным освещением в СМИ и предвзятым отношением к политическим партиям".

"Хотя требования телевизионных политических дебатов и бесплатного времени для кандидатов от партий для представления их позиций были соблюдены, пишут составители доклада, правительство использовало усиленное давление на СМИ, особенно на электронные СМИ, чтобы продвигать пользующихся его поддержкой кандидатов в выпусках новостей и других программах. Это привело к необъективному в значительной мере освещению предвыборной кампании, с креном в пользу основной проправительственной партии "Единая Россия" и других поддерживаемых (властью) партий и против главной партии оппозиции КПРФ: Кроме того, серьезной проблемой стала недостаточная прозрачность постэлекторального периода. По данным ОБСЕ, 14% наблюдателей на избирательных участках не представили сертифицированные копии результатов выборов. Подобное отсутствие прозрачности препятствует использованию ряда важных способов проверки точности результатов, и оно стало серьезным нарушением законодательных требований".

Также Госдепартамент ссылается на сведения КПРФ, которая, "используя альтернативную стратегию подсчета голосов, указала, что "Единая Россия", главная проправительственная партия, с помощью манипуляций с компьютерной системой, применявшейся для подсчета голосов, лишила 3 процентов голосов две либеральные партии, "Союз правых сил" и "Яблоко", что не позволило им набрать при голосовании по партийным спискам 5 процентов, необходимые для получения представительства в Думе. (КПРФ не указала, что эти манипуляции повлияли на ее собственный процент голосов.) В своем финальном докладе ОБСЕ настаивает на том, что власти должны расследовать эту жалобу".

В итоге, констатирует Госдепартамент, "в стране действует многопартийная система, однако пропрезидентская партия, которая контролирует две трети (новой) Думы, дает поддержку большинства всем приоритетам президента".

Свобода слова и СМИ

Плачевная ситуация, по мнению Госдепартамента, сложилась в России с уважением свободы слова и СМИ.

"Правительственное давление продолжает ослаблять независимость и свободу некоторых СМИ, особенно главных национальных телеканалов и региональных средств массовой информации; это привело к ликвидации последнего крупного негосударственного телеканала, однако в прессе продолжает выражаться широкий спектр мнений", говорится в докладе.

"Конституция РФ оговаривает свободу слова и прессы, однако правительственное давление на СМИ усилилось, что вылилось в многочисленные нарушения этих прав, подчеркивает Госдепартамент. Столкнувшись с продолжительными финансовыми затруднениями, а также с усилившимся давлением со стороны правительства и крупных частных компаний, связанных с правительством, многие СМИ почувствовали, что за прошедший год их автономия ослабла. Используя разнообразные средства, правительство продолжило оказывать влияние на национальное телевидение и радио самые распространенные источники информации для общества, особенно в период телевизионного освещения парламентских выборов".

Хотя правительство в целом выказывает уважение к свободе слова, эта установка не всегда распространяется на такие вопросы, как поведение российских сил в Чечне, религиозные дискуссии и критика президента и правительства. В частности, Госдепартамент ссылается на реорганизацию ВЦИОМа, независимого и коммерчески жизнеспособного государственного агентства по проведению опросов общественного мнения. Смена совета директоров ВЦИОМа, который теперь состоит в основном из чиновников министерств, стала, по мнению многих наблюдателей, "попыткой уничтожить независимый источник информации, представляющий рейтинги политических партий и отражение общественного мнения по войне в Чечне".

Также Госдепартамент указывает на отмену в октябре 2003 года одним из московских кинотеатров независимого кинофестиваля, посвященного Чечне, "как предполагается, из-за опасения, что эти фильмы оскорбят Кремль. Директор Центра Сахарова, один из организаторов фестиваля, обвинил российские власти в давлении на руководство кинотеатра с целью отменить мероприятие".

"Пять или шесть национальных и более 20% из 35 тыс. зарегистрированных региональных газет и периодических изданий остаются в частных руках. Однако правительство пытается влиять на тон независимых изданий. Лишь четверть из 750 телеканалов страны остается в частных руках, и правительство косвенно оказывает воздействие на большинство частных компаний, так как является совладельцем федеральных коммерческих и региональных структур, включая газовую монополию "Газпром" и нефтяную компанию "Лукойл", которые, в свою очередь, владеют крупными долями в медийных компаниях, сообщается в докладе. Государству принадлежит телеканал "Россия" (РТР) и большая часть Первого канала (ОРТ), опосредованно через "Газпром", в котором правительство владеет контрольным пакетом акций в 38%, оно влияет на известный телеканал НТВ. Оно также владеет крупными радиостанциями "Радио "Маяк" и "Радио России", и новостными агентствами Итар-ТАСС и РИА "Новости".

Самое откровенное влияние правительство оказывает на подконтрольные государству СМИ, полагает Госдепартамент США, отмечая, что "в 2002 году руководству телеканала РТР были предложены "принципы" для ведущих и отдельных репортеров с указанием, каких политиков они должны поддерживать, а каких критиковать. Критика президентской политики не поощрялась и даже запрещалась. По словам корреспондентов, иногда высокопоставленные менеджеры просили их получить одобрение высшего руководства на репортажи, касающиеся определенных политических тем, до эфира, и негатив часто отвергался. Время от времени высокопоставленные чиновники президентской администрации жаловались руководству РТР на репортажи, в которых, по их мнению, прозвучала критика в адрес президента".

"За год правительство расширило свой контроль над телеканалом НТВ, когда-то принадлежавшим Владимиру Гусинскому, но в 2001 году взятым под контроль "Газпром-Медиа", медийным отделом правительственной газовой монополии "Газпром": Хотя НТВ сохранило относительно сбалансированный подход к новостям, аналитики указывают, что изменения в руководстве телеканала сделали его более уязвимым для давления со стороны правительства".

Отношение правительства к российским и международным неправительственным организациям, занимающимся вопросами соблюдения прав человека и расследованием фактов их нарушения

Ранее большинство российских и международных неправительственных организаций не сталкивались в России с какими-либо барьерами, свободно расследовали проблемы соблюдения прав человека и выступали с открытыми комментариями, не подвергаясь вмешательству правительства или каким-либо ограничениям, отмечает Госдепартамент. Однако в 2003 году в Москве атакам подверглись три самых известных неправительственных организации.

В ноябре налоговая полиция начала аудит "Открытой России", неправительственной организации, созданной бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, что, по опасению наблюдателей, является лишь первым шагом к расформированию организации.

7 ноября был проведен рейд в московских офисах Фонда Сороса Институт "Открытое общество". Как сообщалось в прессе, десятки людей в камуфляже унесли с собой документы и компьютерные данные о работе за 15 лет. Хотя рейд был проведен частной охранной фирмой (предположительно, по заказу бизнесмена, с которым у фонда продолжается правовой спор), некоторые наблюдатели сочли эту акцию организованной правительством. Решение суда по спорам о собственности, как ожидается, будет вынесено в начале весны 2004 года, и это определит будущее Фонда Сороса в стране.

25 декабря директор Центра Сахарова в Москве был официально уведомлен о том, что дело против него в связи с организацией в январе провокационной выставки религиозного искусства в Центре Сахарова передается в суд. Это дело стало свидетельством возрастающего влияния Русской Православной Церкви и враждебной атмосферы, которая сложилась в обществе.

Госдепартамент приходит к выводу, что "в целом, самым серьезным правительственным преследованиям подверглись неправительственные организации, занимающиеся проблемами Чечни, прав человека и окружающей среды".

Произвольное или незаконное лишение жизни

"Подтвержденной информации о политических убийствах, совершенных правительственными агентами, нет", отмечается в докладе, однако упоминается ряд убийств известных фигур, которые могут быть "политически мотивированными либо в связи с продолжающейся войной в Чечне, либо в связи с политикой".

Это убийство известного депутата Госдумы и сопредседателя партии "Либеральная Россия" Сергея Юшенкова и члена Госдумы и замредактора "Новой газеты" Юрия Щекочихина. Сергей Юшенков был "жестким критиком путинской администрации по многим вопросам и соперничал за верховенство в собственной партии". "По мнению некоторых наблюдателей, профессионально исполненное убийство было политическим", пишет Госдепартамент.

Юрий Щекочихин "скончался при загадочных обстоятельствах: Вместе с Юшенковым он начал расследовать обвинения ФБС в организации серии взрывов в жилых домах в 1999 году. В декабре "Яблоко" начало независимое расследование смерти Щекочихина".

Отказ в открытом общественном суде

Серьезную обеспокоенность США вызывает "большое влияние ФСБ и произвольное применение судебной системы" при проведении закрытых судов, в частности по делам Михаила Трепашкина, адвоката и бывшего чиновника ФСБ, который был арестован в октябре и обвинен в раскрытии государственной тайны и незаконном владении пистолетом и боеприпасами, и Игоря Сутягина, эксперта по разоружению Института США и Канады, который был задержан в 1999 году по подозрению в шпионаже.

Трепашкин служил консультантом независимой парламентской комиссии, во главе которой стояли Сергей Юшенков, убитый в апреле, и Сергей Ковалев, известный правозащитник. При помощи Трепашкина комиссия расследовала предположения об ответственности ФСБ за серию взрывов жилых домов в 1999 году, в которых обвинялись чеченцы и которые послужили частичным оправданием возобновления вооруженного конфликта с чеченскими боевиками. Октябрьский арест Трепашкина произошел спустя месяц после того, как в свет вышла книга, в которой рассказывалось о причастности ФСБ ко взрывам, и за неделю до того, как он должен был выступать в суде, представляя интересы родственников одной из жертв взрывов. После ареста Трепашкин написал письмо, в котором описал ужасные условия содержания в камере.

"Власти отказали в надлежащих правовых процедурах" по делу Сутягина, который уже пятый год сидит в тюрьме без суда. В декабре 2001 года суд Калуги постановил, что доказательства, представленные прокуратурой, не поддерживают выдвигаемых против Сутягина обвинений, и вернул дело в прокуратуру для более полного расследования.

Процессы по этому и нескольким другим делам о "шпионаже" проходят за закрытыми дверями, и подсудимые и их адвокаты сталкивались со сложностями выяснения деталей обвинения. Наблюдатели полагают, что ФСБ пыталось воспрепятствовать россиянам и иностранцам расследовать проблемы, которые силы безопасности считают деликатными. Наблюдатели выражали озабоченность откровенно сильным влиянием сил безопасности.

Произвольное вмешательство в частную жизнь и корреспонденцию

В 2003 году власти продолжили посягать на право своих граждан на неприкосновенность частной жизни. Были сообщения о том, что правительственные чиновники и другие лица ведут электронное наблюдение без разрешения суда. Правоохранительные органы в Москве неоднократно вторгались в дома и другие здания без ордеров. Сообщений о действиях правительства в отношении властей, нарушивших эти принципы, не было.

В 1999 году от компаний, предоставляющих доступ в интернет, потребовали установить за собственный счет устройства, которые перенаправляют весь трафик клиентов в терминал ФСБ. Провайдеры, которые не подчиняются этим требованиям, либо теряют лицензию, либо им отказывается в возобновлении лицензии. В то время как авторы этой системы СОРМ-2 (системы оперативно-розыскных мероприятий) утверждали, что она не нарушает Конституцию или Гражданский кодекс, так как ФСБ для осуществления перекачки трафика требуется разрешение суда, механизмов, предотвращающих несанкционированный доступ ФСБ к трафику или частной информации без ордера, нет.

В 2000 году министр связи Леонид Рейман издал указ, согласно которому от ФСБ больше не требуется предоставлять телекоммуникационным компаниям и частным лицам документацию в обоснование получения доступа к информации. Активисты-правозащитники полагают, что этот указ лишь формализовал существующую практику, применяемую с момента запуска СОРМ.

В доктрине информационной безопасности Российской Федерации, которую президент Путин подписал в 2000 году, говорится, что у правоохранительных органов должны быть более широкие полномочия в реализации СОРМ при контроле телефонных, мобильных и беспроводных средств коммуникации. Правозащитники продолжают настаивать на том, что офицеры спецслужб, включая власти на высшем уровне МВД и ФСБ, использовали полномочия своих служб для сбора компрометирующего материала на политические и общественные фигуры в качестве политической гарантии и для устранения соперников. Они обвиняют представителей этих служб, находящихся на активной службе и на пенсии, в сотрудничестве с коммерческими и криминальными организациями с этой же целью:

Чеченский кризис

"Действия правительства оставляют желать лучшего в продолжающейся борьбе с сепаратистами в Чечне, где федеральные силы безопасности не проявляют уважения к основным правам человека. Имеются достоверные сообщения о серьезных нарушениях, включая доклады о беззаконных убийствах, ущемлении правительством и чеченскими боевиками гражданского населения. Появлялись сообщения о причастности и правительства, и повстанцев к политически мотивированным исчезновениям людей в Чечне", отмечает Госдепартамент, добавляя, что временами "вооруженные силы применяли чрезмерную силу: в районах со значительным гражданским населением, что привело к многочисленным жертвам".

После начала второй войны в Чечне в октябре 1999 года "федеральные власти и военные, и гражданские ограничили доступ журналистов в военную зону. Большинство российских журналистов и редакторов вынуждены применять самоцензуру и избегать тем, неугодных правительству, в отношении конфликта. С ограничением доступа в регион столкнулись и наблюдатели-правозащитники. Эти ограничения сильно затруднили независимое наблюдение за обстановкой и проверку сообщений и сократили число ценных источников информации о конфликте".

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унизительные методы обращения с задержанными

В 2003 году "представители сил безопасности, особенно в аппарате министерства внутренних дел, продолжили совершать многочисленные и серьезные нарушения прав человека. Имеются достоверные сообщения о частом применении правоохранительными органами пыток, насилия и о других типах жестокого или унизительного обращения (c задержанными), и зачастую эти действия оставались безнаказанными".

Госдепартамент указывает, что "сотрудники правоохранительных органов часто используют подобную практику для выбивания признаний у подозреваемых" и что "за подобные действия правительство не привлекает служащих к ответственности. Поскольку пытки упоминаются только в Конституции, а в законодательстве и Уголовном кодексе упоминания о них нет, обвинить преступников бывает сложно. Единственное обвинение, которое прокуратура может предъявить милиции, это превышение полномочий или простое оскорбление личности".

Другие нарушения прав человека в России

В числе других проблем соблюдения прав человека в России Госдепартамент указывает на дедовщину в вооруженных силах, условия содержания в тюрьмах, создающие "угрозу для жизни", ограничения на передвижение граждан и институт прописки, ограничение свободы вероисповедания, этническую дискриминацию и др.

Переведено 01  марта  2004
Rambler's Top100 © 1999-2004 Редакция InoPressa.ru,
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая). По вопросам рекламы обращаться: