Ожидаемое назначение Юлии Тимошенко, символа революции, на пост премьера свидетельствует о европейской ориентации нового президента Украины. ЕС должен на это отреагировать.
У Виктора Ющенко не много времени на то, чтобы достичь первых успехов: меньше года он будет еще обладать всеми своими исполнительными полномочиями, а потом в силу вступят поправки к конституции, по которым за счет главы государства будут усилены парламент и премьер. Также через год с лишним пройдут выборы в парламент. Но первые сигналы Ющенко вполне обнадеживающие. У него может получиться сделать демократические преобразования на Украине необратимыми, ведь миллионы украинцев, которые с успехом протестовали против режима Кучмы, воспротивятся любой попытке вернуть в страну советские порядки.
Прежде всего Ющенко должен попытаться преодолеть политический раскол страны. Отделение восточных регионов было лишь пустой угрозой, ведь эти области, в которых друг с другом конкурируют различные кланы, не представляют политического, народного и языкового единства. А заявления, что Восток Украины будет жизнеспособен и в одиночку или что он якобы держит на плаву экономику всей страны, это легенда. Его старые угольные и сталелитейные отрасли в большинстве своем нерентабельны. За последние годы Киев тратил десятую часть своего бюджета на покрытие дефицита в восточных областях и на амортизацию социальных проблем региона. Если Ющенко не сократит эти трансферты и не отменит обещанное Януковичем повышение пенсий, то ему не нужно опасаться блокады Восточной Украины.
Важнейшим кадровым решением Ющенко является предложение Юлии Тимошенко на пост главы правительства, что сегодня должен утвердить парламент. Ющенко сделал умный выбор: в деле избавления от политического влияния олигархов ему может оказаться полезной помощь этой энергичной женщины из днепропетровского клана, бывшей руководительницы украинского монопольного газового концерна. Как премьер-министру теперь ей предстоят трудные задачи: она должна снизить налоги и повысить их собираемость, устранить теневую экономику и побороть коррупцию. Даже для нее это будет трудно сделать.
Уже в первые дни своего пребывания в должности Ющенко продемонстрировал, что он выбирает для своей страны прямой курс на Европу. Он больше не хочет как делал его предшественник Кучма сигналить в сторону Брюсселя, а поворачивать в сторону Москвы. Чтобы подготовить страну к вхождению в ЕС, он в качестве первого шага планирует привести 500 законов в соответствие нормам ЕС. Что звучит почти невероятно, но сейчас это вполне можно сделать: на сегодняшний день у президента для проведения своей политики не только есть большинство в парламенте, но его также поддерживает большинством населения.
Этим большинством Ющенко располагает и в вопросе вступления в ЕС. Это более чем ясно дали понять избиратели, когда они отвергли ориентированную на Москву политику Януковича. Хотя Ющенко как опытный экономист знает об экономическом сращивании его страны с Россией. 60 процентов внешней торговли Украины приходится на ее северного соседа, который владеет 80 процентами нефтеперерабатывающих предприятий, почти всеми приватизированными заводами цветных металлов и одной из двух сетей связи.
Но знает он и о неиспользованных потенциалах в экономических отношениях с Европой. Европейские компании до сих пор не спешили с приходом в страну из-за правовой неопределенности, плохой инфраструктуры и недостаточной покупательной способности украинцев. С ЕС связано будущее, прежде всего, экономически неразвитой западной части Украины.
То есть президент маневрирует в поле между Москвой и Брюсселе, и до сих пор довольно успешно. Было мудро с политической точки зрения для Ющенко совершить свой первый зарубежный визит в Москву и заверить своего опозорившегося коллегу Путина, что Россия будет "вечным стратегическим партнером" Украины.
Одновременно он дал понять, что будет вести переговоры с Путиным на равных: свою инаугурационную речь на площади Независимости в Киеве он начал словами, что больше никто не осмелится указывать Украине, как она должна жить и как голосовать. И назначение Тимошенко это признак его независимости, ведь в России до сих пор действует ордер на ее арест.
Брюссель до сих пор недостаточно понимает это специфическое положение Украины: так, создание "единого экономического пространства" Украины, России, Белоруссии и Казахстана в ЕС интерпретировали как отвержение ЕС. При этом Киев соглашался участвовать в ЕЭП лишь на условиях, что не будут создаваться никакие наднациональные органы и не будет вводиться единая валюта. Тем временем Ющенко собирается проверить, в какой степени участие Украины в "едином экономическом пространстве", первым этапом которого должно стать создание зоны свободной торговли, соответствует национальным интересам и не блокирует ли оно доступ к другим рынкам.
То есть ориентация ясна. ЕС не должен больше поворачиваться спиной к Украине, тем более что эта страна по экономическим и образовательным показателям не уступает, а отчасти даже опережает Турцию. Важно разработать концепцию для обоих черноморских государств, которая будет соответствовать потребностям и возможностям всех участников.
После расширения ЕС Европа и Россия на Украине стали внешнеполитическими конкурентами, хотя осознали это правительства европейских стран и Еврокомиссия лишь в процессе "оранжевой революции". До сих они проводили украинскую политику всегда с оглядкой на Кремль теперь с этим нужно покончить в пользу собственной политики.
Искусство будет состоять в том, что бы не задеть Россию этой новой германской и европейской политикой в отношении Украины. Наоборот, отношения с Украиной следует поднять до уровня нынешних отношений с Россией. Когда они выйдут за эти рамки, и выйдут ли вообще, и перерастут ли в членство или союз, будет не в последнюю очередь зависеть от самой Украины. Однако, как бы то ни было, путь туда ей должен быть открыт.