В воскресенье правительство России признало, что лгало своему народу по поводу масштабов кризиса с заложниками, который закончился смертью более 300 детей, родителей и учителей на юге России. Небывалое признание было сделано по государственному телевидению после того, как несколько дней звучала резкая критика со стороны граждан.
В то время как семьи в Беслане начали хоронить своих близких, контролируемый Кремлем телеканал "Россия" показал ужасающие кадры, которые придерживал несколько дней, и заявил, что правительственные чиновники умышленно обманывали весь мир, говоря о количестве заложников в школе номер 1.
"В такие моменты, заявил диктор Сергей Брилев, обществу нужна правда".
Признание попыток приуменьшить масштабы кризиса с заложниками, жертвами которого стало около 1,2 тысячи человек, в основном детей, знаменует собой резкий поворот правительства президента Владимира Путина. Во время предыдущих кризисов с большим количеством жертв гибели атомной подлодки "Курск" в 2000 году и захвата московского театра в 2002-м власти тоже скрывали существенную информацию, но никогда не признавались в этом.
"Это не устраивает нашего президента, сказал о телепередаче кремлевский консультант Глеб Павловский. Ложь, которая всегда идет на благо террористам, совсем его не устраивает. Ложь ослабляла нас и побуждала террористов к новому насилию".
В передаче не прозвучало извинений, речь шла лишь о явно не соответствующем действительности первоначальном заявлении о 354 заложниках. Телеканал не признал, что захватчики требовали прекращения войны в Чечне, и того, что правительство по-прежнему дает противоречивую информацию о том, остается ли кто-то из террористов на свободе, кто они были и как погибли многие из них.
Канал не упомянул и то, что многие жители Беслана возмущены, что правительство сегодня, по-видимому, приуменьшает количество жертв, которое к вечеру в воскресенье, по официальным данным, составляло 338 человек, хотя судьба еще 200 неизвестна.
Что касается захватчиков, то заместитель генерального прокурора Сергей Фридинский в субботу заявил, что их было 26 и все они убиты. В воскресенье он сказал, что их было 32 и убито 30, и с гордостью сообщил о поимке одного "члена банды", которому в понедельник будут предъявлены обвинения.
Путин в воскресенье не сделал публичного заявления по поводу самого страшного теракта за время его президентства, и ни один высокопоставленный чиновник его правительства не выступил публично с момента захвата заложников к 9 часам утра в среду. На следующий день после того, как президент в телеобращении пообещал ввести новые меры безопасности в ответ на убийство "беззащитных детей", Кремль молчал о том, какие это будут меры.
Сергей Марков, политический аналитик, тесно связанный с Кремлем, заявил, что результат кризиса поверг Путина в сомнения по поводу реакции, выходящей за рамки инстинктов бывшего полковника КГБ, которые диктуют увеличение полномочий милиции и централизацию контроля над правительственными структурами. "Они не знают, что делать, сказал он. Владимир Путин не объяснил, что будет предпринято".
Выступая в воскресенье перед вечерней информационной программой "Вести", Марков заявил, что неуклюжие попытки правительства скрыть правду были очевидны. "Все понимают, что они лгут, сказал он. Любой может сделать простые подсчеты и узнать, что в школе находилось более тысячи человек".
В воскресной телепередаче Кремль стремился дистанцировать Путина от лжи, и ведущий обвинял "военных и гражданских генералов" в неспособности действовать, "пока президент не скажет им, что делать". Павловский заявил, что Путин выразил российской политической системе "вотум недоверия" за то, как она урегулировала кризис.
Такие заявления не могли бы прозвучать в эфире без прямых указаний Кремля, считают местные политические аналитики. Государственное телевидение никогда не критикует президента, продолжающаяся война в Чечне почти не упоминается, и даже мягкие сомнения по поводу правительственной политики недопустимы без одобрения Кремля.
"На российском телевидении ничего не делается без разрешения Кремля", заявил обозреватель Андрей Пионтковский.
Многие жители Беслана обратили свой гнев не только на Путина, но и на регионального лидера Александра Дзасохова. Стремясь развеять их опасения, Дзасохов в воскресенье посетил лежащих в больнице детей и извинился за то, что не сумел их защитить.
"Я полностью признаю свою вину, заявил президент Северной Осетии Дзасохов. Я хочу попросить у вас прощения за то, что не сумел защитить детей, учителей и родителей".
У многих семей в Беслане нет времени на упреки в адрес политиков, они заняты поисками пропавших без вести родственников и похоронами тех, кого нашли. Но людей охватывает все большее уныние по мере того, как выясняется, что многие тела обгорели до неузнаваемости в результате взрыва, который привел к наибольшему количеству жертв.
"К нам продолжают поступать заявления от родственников, не нашедших тела", заявил помощник Дзасохова Лев Дзугаев, который во время противостояния давал сведения о количестве заложников.
Многие возмущены тем, что Путин совершил лишь краткий визит в местную больницу утром в субботу. По мнению аналитиков, российский лидер столкнулся с самой серьезной проблемой за время своего президентства, поскольку его политика на Северном Кавказе провалилась, а его репутации единственного человека, способного обеспечить стабильность, нанесен непоправимый урон.
"Спасибо, господин Путин, спасибо, саркастически заявила 45-летняя Залина Габоева, ищущая информацию о своей пропавшей племяннице. Хуже и мы бы не сделали".
В доме культуры в Беслане, который во время кризиса был сборным пунктом родственников, добровольцы, составляющие списки пропавших, сообщили, что в воскресенье днем их число достигло 190. Многие оставляют не только фамилии, но и фото, например, фотографию девочки на новогоднем празднике в костюме Снегурочки в окружении мальчиков в костюмах белых зайчиков.
По всей Первомайской улице Беслана в воскресенье шли похороны погибших. Крышки гробов стояли у ворот домов. Группы людей, мужчины отдельно от женщин, шли по длинной ухабистой улице. Рыдания доносились отовсюду, и были моменты, когда казалось, что плачет весь Беслан.
В доме 103 по Первомайской улице, где 75-летняя Римма Кусова жила с мужем и внуками, ее тело лежало на столе, завернутое в пленку и оранжевое одеяло. Ее муж Тимур стоял на улице, приглашая прохожих посмотреть на изуродованный труп.
Кусова привела в школу своего внука Азамаса. Мальчик спасся, она нет.
"Я теперь один", сказал Тимур Кусов, бывший рабочий, а ныне пенсионер, что потерял единственную дочь, страдавшую почечной недостаточностью, когда ей было 16 лет, и сына, отца мальчика, который умер от ран, полученных во время войны в Афганистане.
Напротив, в доме номер 100, родственники 42-летней Ирмы Загоевой только что вернулись из морга, где несколько часов безуспешно искали ее тело. Загоева привела в первый класс своего шестилетнего сына Чермена. Он выбрался. "Он сказал, что мама упала и больше не двигалась, говорит невестка Загоевой. Это все, что он помнит".
Тело 36-летней Эльзы Гулдаевой привезли в дом 52 в субботу. Днем в воскресенье во дворе, увитом виноградом, родственники ждали, когда привезут тело ее 12-летней дочери Олеси. Муж Гулдаевой находился в больнице, у постели тяжело раненной 11-летней дочери Алины.
Большая толпа собралась у дома 44. Патриарх семьи Феликс Тотиев, опираясь на палку, стоял у гробов своих внучек, 10-летней Любы и 8-летней Анны. Еще четверо его внуков пропали без вести. Из дома доносились рыдания.
В доме номер 35 лежало тело Бартаза Туганова. Его голова была забинтована. Его застрелили во время осады. Его 72-летняя мать Валентина сидела рядом с телом, не говоря ни слова.
В доме 30 похороны уже кончились. 10-летнего Володю Ходова похоронили в воскресенье днем, и под навесами были накрыты столы для поминок. Володина мать Зифа была среди 25 отпущенных заложниц с грудными детьми. Но ее заставили оставить Володю и его младшего брата.
Володин брат выжил.