У Халида Джумана есть тяжелая проблема, от которой он не может избавиться космический корабль весом 70 тонн. Построенный в СССР для изучения небес, корабль брошен на произвол судьбы здесь, в Бахрейне.
"Я хочу, чтобы он исчез из моей жизни", говорит 39-летний бизнесмен, указывая на громоздкое судно на песчаной площадке, откуда открывается вид на Персидский залив.
Корабль, сконструированный так, чтобы выдерживать возвращение в атмосферу Земли, трещит под напряжением очень земных проблем неоплаченных счетов. Бродячие собаки находят приют под его крыльями, его корпус покрывают граффити. Внутри полно мусора, и он остро нуждается в покраске. Корабль, оказавшийся в Бахрейне в результате битвы между построившей его московской компанией и сингапурским концерном, который утверждает, что купил его, покинул Россию пять лет назад и отправился в мировое турне, казавшееся очень заманчивым. Он не мог летать и путешествовал морем.
Сначала он отправился в Австралию, где одна из тамошних компаний взяла его напрокат для выставки, приуроченной к Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Выставка провалилась, а компания обанкротилась. Затем корабль длиной 119 футов перевезли в Бахрейн, на другую выставку. Но и она не была успешной. Потом начались судебные тяжбы, в основном между российским НПО "Молния", построившим космический корабль многоразового использования, и сингапурской фирмой, которая называет себя спонсором "крупнейшей космической выставки на планете Земля". Каждая из сторон утверждает, что именно ей принадлежит то, что в годы холодной войны было гордостью России и ее ответом американским шаттлам.
"Я попал между ними и хочу выбраться", говорит Джуман, получивший образование в Техасе, который организовал демонстрацию шаттла в Бахрейне в 2002 году. Теперь потенциальные владельцы ссорятся, а корабль находится на его попечении.
Предполагалось, что шаттл, который называется "Буран", пробудет в Бахрейне два месяца. Прошло три года, состоялось больше дюжины судебных разбирательств, а он все еще выгорает на солнце пустыни. Джумана не волнует, кому достанется корабль, лишь бы шаттл забрали и возместили ему расходы по хранению.
Подобно многим российским активам, "Буран" когда-то принадлежал государству, тратившему миллиарды долларов на соревнование с американской программой шаттлов. Для разработки российской версии Москва создала "Молнию", тогда сверхсекретное конструкторское бюро.
Отставая от США, несмотря на первые триумфы, включая отправку первого человека в космос, СССР никогда не имел пилотируемых шаттлов и устроил единственный беспилотный полет "Бурана" в 1988 году. Он дважды облетел вокруг Земли, через три часа совершил безупречную посадку и больше никогда не поднимался в воздух. Советский лидер Михаил Горбачев назвал его "крупным успехом советской науки и техники" и сократил финансирование, так как СССР распадался. Впоследствии Россия отказалась от программы, сохранив старые, но надежные "Союзы", которые стали единственным средством доставки людей в космос после катастрофы шаттла "Колумбия" в 2003 году.
В 1990-е годы НПО "Молния" пошло по пути других государственных российских компаний. Оно стало акционерным обществом и начало заключать капиталистические сделки. Но, в отличие от нефтяных месторождений и алюминиевых плавилен, теневая приватизация которых принесла огромные состояния, продать старый космический корабль оказалось гораздо труднее.
НПО "Молния" пыталось продать "Буран" в Америке, на аукционе, организованном одной из радиостанций Лос-Анджелеса. Русские объявили стартовую цену в 6 млн долларов. Никто не откликнулся, и шаттл остался дома, на разрушающемся складе в окрестностях Москвы.
Всего в СССР было построено больше дюжины шаттлов, в основном испытательных моделей. Один превратился в аттракцион и сейчас находится в московском парке имени Горького, еще один демонтировали. Остальные застряли в бывшей советской республике, Казахстане, который в 1991 году стал независимым и унаследовал главный советский космодром. Единственный "Буран", действительно побывавший в космосе, столкнулся с катастрофой на Земле. Крыша ангара обвалилась в 2002 году, убив восемь человек, и разрушила космический корабль.
Шаттл, находящийся в Бахрейне и известный как BTS-002, совершил несколько полетов, но никогда не покидал атмосферу Земли. Но он знал лучшие времена, благодаря компании, которую возглавлял австралийский ученый, летавший в космос на борту американского шаттла Challenger в 1984 году. Компания Buran Space Corporation Ltd. арендовала корабль у НПО "Молния" и в 2000 году отвезла его в Сидней.
Проект лопнул. Стоявшая за ним компания погибла.
Когда австралийский клиент находился в процессе ликвидации, НПО "Молния" стало искать другого клиента. В 2002 году оно связалось с недавно созданным предприятием Space Shuttle World Tour, учрежденным сингапурской компанией Events HQ International. Русские согласились продать, а не сдать в аренду, свой корабль. Из банковских документов явствует, что сингапурцам повезло с ценой: она составила всего 180 тыс. долларов. "Молния" и Space Shuttle World Tour отказались назвать сумму.
Хотя шаттлу не удалось привлечь большие толпы в Сиднее, это не остановило Совет по экономическому развитию, государственную структуру Бахрейна. Он решил, что хочет выставить российский космический корабль у себя. Совет пригласил компанию Джумана PICO International (Bahrain) к участию в организации летнего фестиваля и поручил ему вести переговоры об аренде корабля. Сингапурская компания согласилась привезти "Буран" в Бахрейн, а потом забрать его за 1,3 млн долларов.
Джуман также нашел несколько моделей НЛО и американское космическое оборудование. Но "Буран" был главным аттракционом. Посетителей везли к нему на специальном автобусе, декорированном таким образом, чтобы они казались себе космонавтами, едущими на космодром. Джуман начал читать о советской космической программе и грустил из-за того, что в России настали такие тяжелые времена. "Я влюбился в "Буран", говорит он.
Восторг быстро прошел. Летний фестиваль в Бахрейне, как и выставка в Австралии, привлек меньше посетителей, чем ожидалось. Когда фестиваль кончился, НЛО и другие экспонаты запаковали и отправили обратно. А "Буран" остался. Власти требовали, чтобы его убрали с дорогого участка, Джуман арендовал участок недалеко от порта и нанял баржи, чтобы доставить туда "Буран".
Русские тем временем начали говорить, что их обманули, обвинять сингапурцев в невыполнении платежных обязательств. Они наняли в Бахрейне адвоката Сухайлу Турани, которая быстро добилась судебного решения, запрещающего сингапурцам вывозить шаттл за пределы страны. "Я появилась, как Супермен, чтобы не дать им его увезти, вспоминает она. Мне было жаль русских. У них все хорошо получается в космосе, но они очень наивны в бизнесе".
Она представила суду письмо российского банка, из которого следовало, что сингапурцы более чем на год задержали платежи НПО "Молния", 60% которого принадлежит государству, и деньги были им возвращены. Сделка аннулирована, говорит она, и русские хотят получить свой космический корабль назад. Теперь они собираются продать его музею в Германии.
Кевин Тан из Singapore's Space Shuttle World Tour говорит, что его компания расплатилась с русскими. Он точно не помнит, когда и сколько было уплачено, но утверждает: "Шаттл принадлежит нам".