InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
20 МАРТА. Die Welt.
Елена Боннэр: Мы пьем за успех нашего безнадежного дела
Елена Боннэр


По мнению известной правозащитницы, вдовы Андрея Сахарова Елены Боннэр, в России к 2000 г. произошел антидемократический, антиконституционный переворот. Зрителям был представлен хорошо разыгранный спектакль. Только очень наивный человек поверил в то, что первый президент России Борис Ельцин, обладавший безграничной властью, принял внезапное решение уйти в отставку в интересах страны.

Я не сомневаюсь, - пишет Боннэр, - что многократная смена премьер-министров объяснялась исключительно стремлением Ельцина и его семьи гарантировать себе безопасность в будущем. Почему Ельцин, в конце концов, остановил свой выбор на Путине, а не на Евгении Примакове или Сергее Степашине, вероятно, так и останется загадкой. Я не исключаю, что Ельцин обладает достаточным компроматом на Путина, и что именно это обстоятельство является основой его ⌠доверия■. И я убеждена, что свою роль сыграла готовность Путина начать войну в Чечне: мера, на которую не были готовы пойти его предшественники на посту премьер-министра России.

Путин, вероятно, сумел почувствовать благоприятный момент: на него просто ⌠свалились■ взрывы в Москве и Волгодонске. Такими же неожиданно выгодными для него оказались налеты Басаева, Радуева и Хаттаба на Дагестан. Как их отрядам практически беспрепятственно удалось вернуться в Чечню - до сих пор неясно. Однако сделать так, чтобы общественность восприняла эту войну как национальную идею, на которой должно базироваться возрождение страны, ее экономики, образования, медицины , культуры, социальной сферы и, в конце концов, ее морали┘Это была игра ва-банк.

Теперь война - основной аргумент предвыборной президентской кампании в России. И, как всегда, война сопровождается ложью. Ложью высокопоставленных чиновников и самого исполняющего обязанности президента России.

За несколько месяцев пребывания у власти Путина россияне получили столько лжи, сколько им не довелось получать за десятилетия правления Хрущева, Брежнева, Андропова и Черненко. И каждый в глубине души знает об этой лжи.

Я вспомню только несколько примеров. Утверждение, что в Чечне идет не война, а проводится антитеррористическая операция. С терроризмом борются не с помощью регулярной армии, нового вооружения и тотальных бомбардировок. Ложь и утверждение, что Аслан Масхадов не является законно избранным президентом Чечни. Его легитимность подтверждена не только выборами, но и чеченско-российским договором, подписанным в 1997 г., в котором однозначно говорится, что в будущем отношения между Россией и Чечней никогда, я повторяю никогда, не могут разрешаться с помощью силы┘

Миру спокойно была представлена ложь об исчезновении российского журналиста Андрея Бабицкого. Правда? Странное слово, когда вспоминаешь о кадрах, изображающих массовые захоронения чеченцев. Российские власти объявили эти кадры подделкой. Однако почему же в этом случае не пригласили международную комиссию, которая бы эксгумировала бы трупы? Правду хотят скрыть. Я вспоминаю о расстрелянных НКВД польских офицерах перед второй мировой войной. В Нюрнберге ответственность за это возложили на Вермахт, правда обнаружилась только в начале 90-ых годов.

Путин говорит о законе и порядке, о свободе прессы и демократических выборах. Однако его лексика, его жесты и мимика, его безусловная целеустремленность производят на меня впечатление менталитета, ставшего фундаментом цинизма огромной когорты - от ЧЕКА до КГБ и ФСБ.

Я вспоминаю слова Джорджа Сороса из его недавней статьи в ⌠Московских новостях■: при Путине в России может быть наведен ⌠определенный порядок■, однако ни демократии, ни открытого общества при нем не будет. Итальянцы моего поколения до сих пор говорят, что при Муссолини был порядок. Я боюсь, что Россия ждет похожего порядка. Начиная со своего первого указа, защищающего Ельцина от уголовного преследования, Путин демонстрирует явное пренебрежение к праву и закону┘

Путину нужна война. Смерть российских солдат, проблема беженцев и возможное исчезновение целого народа - я считаю вторую чеченскую войну геноцидом, - кажется, волнует только российских правозащитников и международные гуманитарные организации. Европейские лидеры ведут себя очень сдержанно, когда речь идет о оценке военных действий в Чечне┘ Создается впечатление, что западные демократии из страха перед огромной российской империей готовы мириться с новой российской автократией.

Все, о чем я пишу здесь, уже несколько недель с горькими усмешками обсуждается на кухнях московской интеллигенции. Там же родилась всеохватывающая характеристика нового президента России: ⌠Из Штази в Кремль■. В России снова, как в советское время, ведутся дебаты на кухнях, снова из страха, как в старые времена, пока, правда, еще не из страха за собственную жизнь┘

Как в советские времена большинство нашей интеллигенции, которая все знает и все понимает, снова окружает тех, кто держит в своих руках власть. Однако я не могу причислить к русской интеллигенции известного деятеля культуры, который, отвечая на вопрос почему он идет на выдвижение Путина в ⌠Президент-отель■, говорит: ⌠Мне позвонили■. Я не могу считать русской интеллигенцией директора одной из крупнейших российских библиотек или дирижера одного из престижнейших оркестров страны, восхваляющих Путина на страницах ⌠Московских новостей■, в то время как старики, женщины и дети умирают под бомбежками в коридорах для беженцев. Да, Россия проголосует за Путина. Собственно, она уже давно сделала выбор в пользу такого Путина. И его интеллигенция неоднократно поможет ему на этих ⌠выборах без выбора■.

Именно интеллигенция первой почувствует на себе ⌠преимущества■ этого нового порядка. Я не желаю этого России, мне жаль запаха свободы и надежды, который мы вместе с Ельциным вдыхали в 1991 г. С Ельциным, которому тогда можно было доверять, но который потом предал свою душу и наши идеи. Он и его советники несут ответственность за то, что на этих выборах нет альтернативы. Ельцин и его Семья виноваты в том, что страна вместо того, чтобы двигаться в направлении демократии, удаляется от нее.

Однако понимание всего этого не освобождает нас от гражданского права идти на выборы - исполнить свой гражданский долг, чтобы хотя бы обеспечить заметный успех демократическому кандидату. Например, Григорию Явлинскому.

Сейчас мы чувствуем себя немного диссидентами: ⌠Мы пьем за успех нашего безнадежного дела■. Только наше дело не безнадежно. Мы это знаем. Поэтому это все же больше, чем просто утешение. Это факт.
  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).