InoPressa
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАСЕГОДНЯВЧЕРААРХИВЛУЧШИЕ
ИЗДАНИЯПОИСКНАСТРОЙКИО СЕРВЕРЕЛИЧНАЯ ПАПКА
23 МАРТА. The Newsweek.
Человек, который может стать царем
Билл Пауэлл и Евгения Альбац


Намерен ли бывший сотрудник КГБ восстановить в стране законность и порядок, или только порядок, без торжества закона? Что говорит взлет Путина о русской душе? - задают вопрос авторы статьи в авторитетном американском еженедельнике.

Зимой 1999 года старый и больной Борис Ельцин решил, что с него хватит. Его самого и его семью постоянно подвергают травле, обвиняя в коррупции; его страна, находящаяся в самом разгаре ужасного экономического упадка, ведет войну в Чечне. На пороге нового тысячелетия он внезапно уходит в отставку. Ему на смену пришел жесткий, безликий аппаратчик, бывший сотрудник КГБ, о котором почти никто ничего не знает. За исключением того, что, как выяснилось, он глубоко уважает КГБ, никогда не выходил из компартии, считает, что доносчики в советские времена были патриотами, и говорит, что потребность в сильном государстве - у россиян в крови. Вскоре после вступления Путина на пост исполняющего обязанности президента в Чечне был арестован российский журналист за то, что сообщал плохие новости с мест боевых действий. Новый президент назвал его предателем.

Четыре года назад, сразу после президентских выборов, никто бы в это не поверил. Тогда сценарий, подобный тому, которому мы недавно стали свидетелями в Москве, звучал бы как первая глава триллера Фредерика Форсайта. Взлет Владимира Путина на вершину российской власти - в это воскресенье он, скорее всего, будет избран президентом подавляющим числом голосов населения - был столь стремительным и неожиданным, что Вашингтон и остальной мир были застигнуты врасплох. Все они еще живут старыми представлениями. Госсекретарь Мадлен Олбрайт называет Путина одним из ведущих реформаторов. Президент Клинтон отвергает любые сравнения между тем, как Россия топчет Чечню, и этническими чистками Слободана Милошевича в Косово. По крайней мере, публично Запад решил действовать, как будто мало что изменилось - демократ Борис назначил Путина своим преемником, поэтому все должно быть OK.

Изменилось многое. Мало что говорит о приверженности Путина реформам, и может даже оказаться, что он вовсе и не демократ. Однако он и не диктатор, мечтающий о возврате к сталинским репрессиям. Спустя 9 лет после развала СССР, высказанное Путиным желание восстановить в России порядок довольно точно отразило господствующие в России тенденции. Путин будет избран президентом России главным образом не за то, что он сделал на посту главы правительства или исполняющего обязанности президента, а за то, каков он есть. То, что рейтинг Путина по-прежнему держится на отметке 55%, объясняется не только популярностью его войны в Чечне. Путин - обычный русский человек, добившийся успеха: отважный Владимир, родившийся в эпоху Брежнева, поступивший на службу в КГБ, напряженно работавший и, наконец, ставший президентом своей страны. Он умело играет на националистических струнах, говорит о российской гордости и, по крайней мере, в Чечне, сопровождает свои слова конкретными делами. Кто же лучше сумеет, - считают большинство россиян, - убрать оставленную после себя Борисом Ельциным грязь, чем компетентный, рассудительный бывший сотрудник КГБ?

Путин родился в 1952 году в Ленинграде, в бедной рабочей семье. Он был единственным ребенком в семье и, как миллионы других россиян, вырос к коммуналке. В своей новой книге Путин рассказывает, что был уличным мальчишкой, хулиганом, а не примерным пионером. Скорее благодаря хорошему учителю, чем своим родителям, Путин случайно занялся видом спорта, который его дисциплинировал и надолго стал его увлечением - дзюдо. "Спорт является спортом, - говорит он, - только тогда, когда он требует пота, крови и тяжелого труда".

Картина, прославлявшая советских шпионов, действовавших в годы второй мировой войны, пробудила у подростка мечты сделать карьеру в КГБ. Он даже пошел в управление КГБ и спросил, как поступить туда на службу. Путину вежливо посоветовали сначала получить юридическое образование. Он поступил так, как ему сказали. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он поступил на службу в местное отделение КГБ. В 1984 году он пошел учиться в академию разведки КГБ и на следующий год получил назначение в Дрезден, в то время находившийся в Восточной Германии. В основном, Путин занимался политической разведкой и сделал приличную, но ничем не примечательную карьеру.

Когда командировка близилась к концу, Путин стал свидетелем краха коммунизма. Он видел, как после падения Берлинской стены в 1989 году восточные немцы штурмовали здания секретной полиции; демонстранты были "невыносимы". Путин, верно служивший интересам советского государства, был - по его словам - сильно разгневан отсутствием помощи со стороны Москвы. "У меня создалось впечатление, что страны больше не существовало. Было ясно, что СССР болен".

Если у Путина и есть демократический опыт, то он его прибрел в течение нескольких последующих лет. В 1990 году друзья представили его ныне покойному Анатолию Собчаку, который был одним из лидеров российского демократического движения. Вскоре Собчак стал первым демократически избранным мэром Санкт-Петербурга, и Путин пошел к нему на работу. Его деятельность была замечена в Москве, и в 1996 году влиятельный помощник Ельцина Павел Бородин - сейчас он является центральной фигурой в скандале вокруг контрактов на реконструкцию Кремля - взял Путина себе в заместители. Его карьера в Москве была поразительно стремительной. По словам коллег, Путин был способным и трудолюбивым, не проявлял собственных амбиций и был безоговорочно предан клану Ельцина. Это произвело должное впечатление на двух ближайших советников президента: бывшего главу президентской администрации Валентина Юмашева и дочь Ельцина Татьяну Дьяченко. В июле 1998 года Ельцин назначил Путина главой ФСБ. В августе 1999 года Ельцин поставил его во главе правительства, а 31 декабря 1999 года Путин стал исполняющим обязанности президента.

Путин никогда не участвовал в выборах, ни разу не завоевал ни одного голоса в свою поддержку, однако, в конце бурного 9-летнего пребывания у власти Ельцина, в России это мало кого тревожит. Вашингтон, вероятно, хочет, чтобы в Кремле сидел реформатор, однако россияне довольно определенно этого не желают. Когда чеченские повстанцы вторглись в Дагестан в августе прошлого года, премьер-министр Путин решительно выгнал их оттуда. Используя уличный язык своей молодости, он заявил, что российские войска будут преследовать повстанцев до конца и будут "мочить их даже в сортире". За этими словами последовало свирепое вторжение в Чечню, которое продолжается по сей день. Закаленный войной имидж жесткого руководителя принес Путину огромную популярность у обычных избирателей, особенно тех, которые живут за пределами Москвы. "Он показал себя настоящим мужиком, - говорит глава Фонда Общественное мнение Александр Ослон. - Он похож на главаря уличной преступной группировки, на которого вы можете положиться".

Используя этот имидж и что-то сверх этого, Путин дает людям возможность видеть его таким, каким они сами хотят. Знакомые ему по Санкт-Петербургу либералы, такие как Анатолий Чубайс, сейчас надеются, что Путина - прагматик, у которого нет выбора, кроме того, чтобы следовать по пути, проложенному Ельциным: к частной собственности и рыночной экономике, находящимся под защитой закона. Действительно, по мнению его либеральных сторонников, популярность Путина дает ему политический простор для деятельности в данном направлении.

Сторонники Путина настаивают, что бояться нечего. По их словам, Путин восстановит законность и наведет порядок в охваченной хаосом и преступностью стране. Скептики опасаются, что он восстановит порядок, но незаконными методами. В постсоветской России приходится ступать по очень тонкой грани. В своей недавно вышедшей книге Путин ясно дает понять, что он чувствует себя очень комфортно, если приходится применять силу. "Вы должны ударить первым, - говорит он, - и ударить с такой силой, чтобы ваш соперник не смог встать на ноги." Совершенно очевидно, что в Чечне он руководствовался именно этой философией. Применит ли он ее в будущем где-нибудь еще, и с какой целью, мир скоро узнает, заключают авторы статьи.
  Прочитать оригинал статьи 

Ваша оценка материала
(хуже) 1 - 2 - 3 - 4 - 5 (лучше)  
Чтобы сохранять заинтересовавшие вас статьи в папке и пользоваться настройками сервера вам нужно зарегистрироваться.
 
 СТАТЬИ
Моду поразил китайский синдром
 
В Ираке становится хуже день ото дня. Так дайте шанс ООН
 
"Европа - это Европа"
 
Ученые установили причину болезни гениев
 
Аристократы помогли доказать, что роды сокращают жизнь
 
Кто накажет этих педофилов?
 
McDonald's - компания, которой есть за что ответить
 
Две семьи помирились через 125 лет
 
Традиционное английское чаепитие под угрозой
 
Буш еще надеется на мир на Ближнем Востоке, но новых идей не предлагает
 

   Rambler Top100 member
Вопросы:
О сервере
© 1999-2001 редакция InoPressa.ru,
разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).